Стили текста

Рад приветствовать вас на сайте, посвященном заработку в интернете! Тема сегодняшней беседы, возможно, покажется вам странной: ну какое отношение может иметь стилистика текста к заработку онлайн? Уверяю вас, самое непосредственное: если вы займетесь написанием статей на заказ или для собственного ресурса, без элементарного понятия о стилистике не обойтись. Пренебрежением к этому моменту грешат многие начинающие райтеры, употребляя неоправданные синтаксические конструкции и лексемы (слова), выглядящие в конкретной статье чужеродно. Более того: неумение выбрать правильный стиль и соблюдать его чистоту негативно сказывается даже на повседневном общении в быту и на работе.

Стилистика как раздел языкознания

Не буду утомлять вас научной терминологией, хотя и сложно обойтись совсем без нее: языкознание — столь же точная наука, как, к примеру, математика. А стилистика — один из ее разделов, посвященный возможностям и средствам языка, а также закономерности их употребления в той или иной ситуации.


Человек, хорошо владеющий речью (как устной, так и письменной) редко задумывается о том, в каком именно стиле он в данный момент излагает мысли и присуще ли ему то или иное выражение. Он на подсознательном уровне дифференцирует лексику и построение фраз, отсекая чужеродные для данной ситуации. Однако таким даром обладают далеко не все, а в школьной программе этой теме уделяется катастрофически мало времени. Так что давайте постараемся ликвидировать и этот пробел, уделяя внимание не только теории, но и примерам.

Функциональные стили текста

В соответствии с академической точкой зрения (а ей нет оснований не доверять), выделяется всего пять «чистых» стилей: четыре книжных, один разговорный. Общепринятая классификация выглядит так (с примерами жанров):

  • Научный. Рефераты, монографии, публикации в научных альманахах, студенческие работы, учебники.
  • Публицистический. Новости, очерки, статьи для СМИ, репортажи, эссе, публичные выступления.
  • Официально-деловой. Законодательные акты, всевозможная документация, деловая переписка.
  • Художественный. Стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, пьесы.
  • Разговорный. Бытовое общение, блоги, посты в соцсетях.

Внутри каждого из стилей имеется несколько подстилей. Более того, они могут перемешиваться достаточно прихотливо, ведь речь живая, и тексты (особенно для сети) зачастую преследуют несколько целей одновременно. Поэтому смешивать стили можно и нужно, если это позволит добиться поставленных его автором целей. Главное, чтобы это было органично, читабельно и «слушабельно».

Хочу предупредить, что всяческих «убедительно-позитивных», «провокационных» и «ироничных» стилей не существует (да простят меня выдумавшие эти понятия в маркетинговых целях коллеги). Это всего лишь манеры подачи материла, вполне укладывающиеся в рамки обозначенных выше стилей или представляющих собой их микст. Поверьте, хороший райтер может придать оттенок провокационности тексту абсолютно любого стиля, от художественного до научного.

Научный

Начнем с самого сухого и конкретного стиля — научного. Его главная примета — абсолютная безэмоциональность и максимальная свобода от оценочных суждений — одни факты, в крайнем случае, гипотезы. Главная цель научного текста — донести до аудитории точную информацию.

Среди прочих примет этого стиля следует отметить:

  • логичность,
  • четкую структуру,
  • наличие достаточно громоздких синтаксических конструкций,
  • пассивные и безличные глаголы,
  • цифры и прочие точные данные,
  • использование слов иноязычного происхождения,
  • обилие научной терминологии.

Иными словами, персона автора за текстом практически не просматривается, так как соответствие научной стилистике предусматривает максимальную обезличенность (отсюда безличные и пассивные конструкции типа «открытие сделано», «проводились наблюдения», «следует вывод»). Предполагается, что аудитория уже имеет некоторые знания в соответствующей области, поэтому автор не стесняется употреблять сложные для восприятия конструкции и специфическую терминологию.

Пример: Конвективной зоной принято именовать внешнюю область Солнца. В ней наблюдается движение плазмы за счет конвекции (теплые массы устремляются вверх и остывают, холодные поступают вниз и нагреваются). Это способствует образованию тахоклина с присущим ему магнитным полем.

Научные тексты в чистом виде публикуются преимущественно в узкоспециальных изданиях, используются для защиты диссертаций, написания отчетов об исследованиях и монографий. В интернете их можно встретить разве что на узкотематических ресурсах.

Зато научно-популярный стиль очень распространен, ведь рассчитан он на куда более широкую аудиторию. Автор старается сделать текст максимально понятным, не греша против истины и фактов: если он и вводит в статью малопонятные термины, то разъясняет их значение, старается избегать сложных для восприятия конструкций, излагает мысли более живым языком, приближающимся к разговорному.

В интернете можно найти массу примеров текстов, написанных в научно-популярном стиле: это большинство статей на медицинскую тему, а также множество публикаций в известной всем «Википедии». А с научно-учебным стилем (это официальный термин) мы все знакомы с детства — его используют при создании учебников.

Публицистический

Этот стиль обязан возникновением развитию СМИ. Это стиль газет и журналов, радио и телевидения. В классическом варианте он преследует три цели: информирование, просвещение, воздействие на читателя. То есть, в отличие от научного, публицистический стиль включает не только разум, но и эмоции аудитории, склоняя его мнение в нужную автору сторону или вызывая иные прогнозируемые реакции. По сути, это стиль пропаганды, причем не только политической. Сейчас приемы, присущие публицистическому стилю, активно используются в маркетинге.

Исследователи-теоретики в один голос утверждают, что основной приметой публицистического стиля является точность и непредвзятость. Однако это чистой воды теория, ведь основной задачей журналиста является «зацепка» читателя, вывод его на некую эмоцию. Поэтому точность и логичность изложения часто приносятся в жертву возможному воздействию на читателя: ненужное замалчивается или приукрашивается, нужное — выносится на первый план.

Публицистические тексты решают самые разные задачи, поэтому сложно унифицировать средства, присущие этому стилю — слишком он многоплановый. Попробую выделить лишь основные:

  • четко просматривающееся воздействие на аудиторию;
  • причудливое смешение книжной и разговорной лексики;
  • отсутствие унифицированной структуры;
  • наличие стилистически окрашенных оборотов;
  • наличие фактов с доказательствами (реальными или мнимыми);
  • несложные для восприятия конструкции.

Пример: Ученые обеспокоены увеличением солнечной активности, ставшим причиной небывало теплой зимы. Как это скажется на будущем урожае? Журналистское расследование показало: не все аграрии оказались готовы к температурной аномалии. Однако фермерское хозяйство N блестяще справилось с возникшей проблемой.

Как говорилось выше, в основе публицистического текста, как правило, лежат факты. А вот окрасить их можно по-разному, в зависимости от поставленных задач и мастерства автора. Поэтому черты, присущие публицистике, активно используются при создании продающих текстов. И знаменитый, пропагандируемый многими топовыми райтерами инфостиль по многим параметрам — из той же оперы.

Официально-деловой

Еще один сухой и максимально обезличенный стиль — официально-деловой. Вот тут уж точно не должно быть места разночтениям и домыслам. Именно он обслуживает правовую и административно-хозяйственную деятельность, в соответствии с ним пишутся законы, создаются приказы, заключаются договоры.

Среди основных примет текста, написанного в официально-деловом стиле, можно отметить:

  • предельный лаконизм и точность,
  • отсутствие средств создания эмоциональности,
  • четкую структуру,
  • допустимость (а иногда и необходимость) использования стандартных бланков,
  • сложные конструкции,
  • прямой порядок слов,
  • дубляж чисел словами,
  • обилие штампов и канцеляризмов.

Пример: В связи с невыполнением служебных обязанностей и регулярными нарушениями трудовой дисциплины приказываю наложить на Сидорова С.С. взыскание в виде штрафа в размере 1 (одной) базовой величины.

В чистом виде этот стиль в сети практически не встречается, но черты, присущие ему, можно легко найти в любом хорошем коммерческом предложении для рассылки, а зачастую — и в резюме. Да и текстов по юридической тематике без его использования не напишешь.


Художественный

О художественном стиле говорить сложнее всего: он настолько многообразен, что не поддается краткому описанию и унификации в принципе. Ведь создание литературного произведения — это некая магия, хоть и свои законы для нее существуют. Главное, чтобы читатель получил эстетическое удовольствие, включил эмоции и переживал события и чувства вместе с автором.

Тексты, созданные в хорошем литературном стиле, всегда яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся. Это достигается самыми различными приемами:

  • удачным выбором формы (жанра),
  • активным использованием тропов,
  • всевозможными языковыми играми,
  • использованием инверсий,
  • экспериментами с синтаксисом и пунктуацией,
  • смешением лексики и так далее.

Овладеть литературным стилем непросто: многие писатели всю жизнь идут к этому, но чтобы создавать истинные шедевры, требуется не только трудолюбие, но и талант. Благо, от веб-райтера выдающихся талантов не требуется, достаточно умения «загипнотизировать» читателя, дабы вывести его на нужные эмоции и совершить желаемое действие. А для этого художественный стиль во многих случаях подходит, как нельзя лучше.

Пример: Песчаный пляж, солнце, нежно ласкающее кожу, но не обжигающее ее, удобный шезлонг, чайкой белеющий на фоне морской лазури парус… Прохладная радуга освежающего коктейля, истекающий соком ананас, малахитовые листья пальм… И две недели — только вы вдвоем!

Приведенный выше пример отлично подойдет в качестве лида (вводного абзаца) к продающему тексту для турагентства (продаем тур на какие-нибудь экзотические острова). Далее следует несколько сбавить накал страстей, ибо читатель уже вовлечен и желает конкретики. Неплохо литературный стиль иногда заходит и в сторителлинге, но использовать в коммерческих текстах его нужно крайне осторожно, не забывая об основных задачах, иначе можно запутать читателя в джунглях словесных эффектов.

Разговорный

Ранее разговорный стиль считался исключительно бытовым и исполнял преимущественно утилитарную функцию — общения. Люди при помощи его выражали собственные потребности, пожелания, обменивались информацией, словом, применяли в качестве сигнальной системы. Существовали только две формы: монолог и диалог. Затем разговорный стиль стали применять для дневниковых записей, но истинный бум он переживает только сейчас, с развитием интернета. Веб-райтеры вынуждены отдавать предпочтение именно ему, дабы быть понятыми целевой аудиторией.

Для разговорного стиля характерны:

  • большое количество общеупотребительных слов,
  • использование эмоционально окрашенной лексики,
  • допустимость жаргонизмов и даже ненорматива,
  • простые синтаксические конструкции,
  • обилие местоимений, междометий, незначимых слов,
  • восклицательные и вопросительные предложения,
  • свободный порядок слов,
  • широкая вариативность.

Большинство текстов в интернете предназначено для широкой аудитории, посему разговорный стиль закономерно получил широчайшее распространение. Он используется не только в соцсетях и мессенджерах, но и информационных и коммерческих текстах. В зависимости от целей, он может приближаться к любому из книжных стилей, с присущей им лексикой и синтаксисом.

Пример: Снова утро, снова на работу. Что поделать, будний день! И тут я вспоминаю, что уже пять лет не работаю на «дядю», так что могу спать, сколько душеньке угодно. Окончательно просыпаюсь и вспоминаю: сегодня же дедлайн, а не написано ни строчки! Самодисциплина мое все… Твержу себе, наливая кофе и усаживаясь за компьютер.

Типы речи

Вскользь упомяну и о типах речи, которые широко используются при написании статей для Интернета. Многие из вас помнят их еще со школы, но любые знания всегда невредно освежить. Итак, существуют три функциональных типа речи:

  • Повествование. Главная примета — хорошо различимый сюжет и логичность. Просматривается преобладание существительных и глаголов. Повествование широко используется в статьях для блогов, сторителлинге, пошаговых инструкциях, текстах «о компании».
  • Рассуждение. Автор рассуждает на ту или иную тему. Много оценочных суждений, предположений, риторических вопросов, выводов. Примеры — заметки в блогах, иногда и продающие тексты.
  • Описание. В описаниях преобладают прилагательные и всевозможные характеристики. Самый очевидный пример из веб-райтинга — карточки товаров.

В одном тексте может наблюдаться смешение не только стилей, но и типов речи. Что ж, это все закономерно: опытный веб-райтер должен уметь использовать все языковые средства, дабы решить поставленную перед ним задачу.

Стиль в копирайтинге

Как я уже говорил, в Интернете крайне сложно найти публикации, написанные в рамках одного стиля. И это вполне закономерно: речь — явление пластичное, и при хорошем владении ею можно ненавязчиво включить в один и тот же текст слова типа «несмышленыш» и «синхрофазотрон». Да, рядом они смотрятся очень чужеродно, но их можно скомпоновать в единое целое настолько органично, что читатель воспримет это абсолютно нормально.

Пример: Наборы «Юный физик» — это первый шаг в увлекательный мир опытов и открытий. Быть может, в вашем несмышленыше дремлет изобретатель синхротрона нового поколения? Давайте будить его вместе?

И еще раз повторюсь. Никаких других стилей текста, кроме упомянутых мной, не существует. Вся эта терминологическая эквилибристика в исполнении некоторых копирайтеров служит лишь одной цели — подчеркиванию собственной уникальности и отстройке от конкурентов. Что ж, каждый продвигает себя как может, пожелаем удачи. Хотя нет, я немного оговорился, существует еще один стиль, авторский, но это совершенно из другой оперы.


Выбор стиля в зависимости от задачи

Да, выбрать адекватный стиль на первых порах порой сложновато. Да и не на первых тоже, особенно если представления автора диаметрально расходятся с мнением заказчика. Именно поэтому я практикую долгосрочное сотрудничество, причем только с заказчиками, чьи представления о хорошем тексте совпадают с моими.

При выборе стиля текста следует учитывать:

  • Портрет целевой аудитории. Невозможно разговаривать с аудиторией специалистов и непосвященных на одном и том же языке: первые обсмеют, вторые не поймут. Как я говорил, в приоритете разговорный стиль, а степень «научности» или «официальности» следует соотносить с восприятием ЦА.
  • Задачи текста. Основной задачей текста является привлечение внимания, вывод на эмоцию или действие. Иногда автор выбирает разговорный стиль, перенасыщенный сниженной лексикой с целью вызова ответных эмоций, создания этакого холивара.
  • Требования заказчика. Это основа основ, ибо кто платит, тот и хозяин. Желательно убедить заказчика в своем профессионализме и умении выбрать стиль для диалога с конкретной целевой аудиторией. Вы видите, что тут подойдет свободный разговорный стиль с легким юмором, а заказчик жаждет официоза — это распространенная проблема.

Советы начинающим

Ну как, знания более-менее разложились по полочкам? Не волнуйтесь, остальное придет в ходе практики, да и редкий заказчик будет интересоваться у вас владением аспектами языкознания. Главное — эффективность, выражающаяся в подъеме позиций сайта и повышении конверсии. И на сладкое — парочка советов начинающим:

  • Просите образец. Идеально, если заказчик заполнит бриф и даст конкретные указания, в каком стиле должен быть написан текст. Но так бывает далеко не всегда, так что порой приходится играть в угадайку. К сожалению, даром телепатии мы не наделены, поэтому попасть с первого раза бывает проблематично. Посему сразу попросите заказчика дать ссылку на конкурентный ресурс с аналогичной тематикой, где, по его мнению, размещены хорошие тексты. Все! И не умничайте, бросаясь терминологией — сделайте так же, но еще лучше.
  • Не забывайте чистить тексты. Так и хочется порой налить побольше водицы, присущей живой разговорной речи или впилить ненавистные слова типа «данный» или «является». Постарайтесь избавляться от этой привычки, нещадно вычищая тексты от словесного мусора. Не стоит выжимать контент досуха, как проповедуют многие апологеты инфостиля, но в редактировании нуждаются даже произведения классиков мировой литературы, не говоря уже о статейках скромных райтеров.
  • Вырабатывайте собственный стиль. Да-да, это именно тот авторский стиль, о котором я говорил чуть выше, отличающий тексты, созданные истинным профессионалом. Они интересные, яркие, живые, причем не в ущерб информативности и реализации основных целей. Особо бравировать виртуозным владением словом не стоит, ведь читатель должен получить и информацию, которую легко потерять за всяческими «красивостями». В конце концов, за высокой литературой он пойдет в библиотеку. Однако живо рассказывать о достаточно сложных вещах должен уметь любой автор, ведь это часть профессионального мастерства.

В ходе написания этой статьи я придерживался преимущественно разговорного стиля с элементами научного и публицистического. Если вы это заметили, значит, я старался не зря!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: