Ритм текста

Ритмика текстаПриветствую всех, кто почтил вниманием мой сайт, посвященный заработку в интернете! Сегодня я решил поговорить с теми, кто занят написанием текстов или только собирается попробовать силы на стезе копирайтинга. Начинающие райтеры зачастую жалуются, что не умеют создавать увлекательные тексты. Ярчайшим примером являются авторы с «Яндекс Дзен»: вроде и темы выбирают увлекательные, и слог неплохой, а дочитываний немного. Дело в том, что по ходу прочтения статей пользователям становится попросту скучно. Зачастую это происходит потому, что автор не умеет придавать текстам ритм, способный поддерживать читателя в эмоциональном или интеллектуальном напряжении. Попробуем справиться с этой проблемой вместе?

Понятие ритма

Понятие ритма хорошо известно всем нам, а особенно тем, кто неравнодушен к музыке и танцам. Именно он придает музыке настроение, программирует эмоции слушателя, побуждает его расслабляться, задумываться, радоваться или грустить. Вспомните: музыка для релаксации и медитации всегда монотонна, она не стремится к кульминации, не содержит синкоп, выраженных акцентов, зачастую построена на закольцованности.


Ритмичность и темп письменной речи определяется последовательностью фраз, слов, слогов, а также интонацией, выраженной доступными в данном случае средствами. Однообразный по ритмике текст редко может увлечь читателя. В большинстве случаев он кажется скучным и однообразным, а создание подобного настроения явно не является целью копирайтера. Такой текст, скорее всего, не дочитают и отправятся на поиски информации, поданной в более динамичном и интересном виде. Так себе перспектива, не правда ли?

В классической поэзии ритмика играет не менее важную роль, чем рифма (которой, кстати, может и не быть). Вспомните теорию литературы из школьного курса и основные стихотворные размеры, все эти ямбы-хореи, анапесты-амфибрахии. В небольших стихотворениях обычно выдерживался единый ритм, а в поэмах мастера зачастую варьировали его различными способами. Можно вспомнить стихи того же В. Маяковского — вот был мастер игры с ритмами! В прозе ритм не настолько ярко выражен, но он тоже присутствует.

Монотонный ритм

Монотонность, в большинстве случаев — враг копирайтера. Именно она усыпляет и заставляет зевать читателя. Попробуйте не разбивать статью на абзацы, использовать громоздкие конструкции, содержащие массу вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, однородностей — и гарантированно получите монотонный текст. А если еще и использовать однообразные конструкции примерно одной длины, читатель точно заснет.

Пример: В качестве примера можно привести исследования ведущих филологов, проведенные в последние десятилетия, и доказывающие, что текст, перегруженный вводными конструкциями, сложен для восприятия. Помимо этого нужно учитывать и тот факт, что сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из трех и более структурных элементов, отрицательно влияют на динамичность высказывания, что придает ему монотонный ритм и снижает читательский интерес к тексту.

Но из каждого правила есть исключения. Иногда рваный ритм и динамика автору не нужны: он намеренно желает ввести читателя в этакий транс, заставить задуматься и включить воображение. Монотонный ритм зачастую используется при создании очерков и эссе, описаний природы, чувств человека. Вспомните того же Л.Н.Толстого, описание дуба из «Война и мир». Монотонно? Да, зато в воображении сразу же возникает картина с древесным исполином на переднем плане.

В копирайтинге монотонность применяется для аналогичных целей — создания гипнотического эффекта. Но применять этот прием нужно с умом, к месту и ни в коем случае не во всей статье. В некоторых темах, где делается расчет не на интеллект, а на эмоции читателя, такой прием можно использовать при написании лида.

Пример: Бокал, наполненный янтарным шампанским, играющим сотнями жемчужных пузырьков, приятно холодит вашу руку, без слов рассказывая о солнечных долинах Прованса, где родился сей благородный напиток. На полупрозрачном фарфоре тарелки возвышается горка золотистых цветков цуккини, таящих меж золотистых лепестков дивный микст деликатесных сыров из овечьего молока и приправ, придающих удивительному яству еще более утонченный вкус.

Перед нами очень интересный лид «продажника» для рекламы ресторана. Ритм текста явно монотонный, но на то и рассчитано: выключить мозг, включить эмоции. Слюнки потекли, правда? Но весь текст в таком духе писать не стоит: гипнотичность улетучится, наступит заурядная скука.

Как придать динамику тексту?

Итак, постараемся разобраться с методами придания тексту динамичности. Это очень актуально, так как, в большинстве случаев, динамичный текст читается лучше. Хотя и к этому моменту нужно подходить разумно, дабы не превратить динамику в нервное подергивание, что тоже сложно для восприятия.

В данном случае я говорю преимущественно о злоупотреблении «рублеными» фразами, чрезмерном обилии эмоционально окрашенных высказываний, неправильном подходе к структурированию материала. Целью всей речевой эквилибристики, о которой речь пойдет ниже, является создание интересного и гармоничного текста, решающего поставленные перед ним задачи. А это, как минимум, дочитывание, в идеале — запрограммированная реакция аудитории, выражающаяся в повышении конверсии.

Давайте рассмотрим наиболее простые и действенные способы создания динамичных и интересных читателю публикаций.

Нарастание по принципу скользкой горки

Интересным вариантом разжигания читательского интереса является придание тексту этакого нарастающего ритма при помощи фраз увеличивающейся длины. Всю статью таким образом не организуешь, но лид и пару ключевых абзацев — запросто.

«Скользкая горка», предложенная одним из колоссов копирайтинга, маэстро Шугерманом, известна практически всем, кто хоть немного интересовался теоретическими основами райтерского мастерства. Он предложил универсальный принцип создания текстов, основанный на постепенном возбуждении читательского интереса. Каждое предложение цепляется за предыдущее, и читатель скользит по ткани повествования, постоянно задавая мысленные вопросы и получая на них ответы каждой последующей фразой. Так вот, эффект скольжения можно усилить!

Пример: Грустно и тоскливо… Снова пятница, а я опять дома. Люди идут в кафе и рестораны, встречаются и влюбляются, а я один. Если вам знакомы подобные переживания, не пора ли сделать шаг навстречу открытому общению? Наш портал создан специально для тех, кто устал от одиночества и желает обрести друзей, любимых, единомышленников в любой сфере интересов.

Чередование разных по длине предложений

Коллеги-райтеры зачастую любят вводить новые классификации понятий для придания собственным публикациям некоторого оттенка наукообразности. Что ж, у каждого свой путь, да и иногда такие выкладки способствуют пониманию материала.


Я сейчас говорю о разделении предложений на короткие, средние и длинные. Некоторые коллеги предыдущее предложение сочли бы длинным (свыше 10 слов), а это — сверхдлинным, рекомендуемым к разбиению на части. Я не буду говорить о правомочности такой точки зрения, но не могу не упомянуть: полное лишение предложений причастных и деепричастных оборотов и сокращение всех фраз до 10-12 слов делает текст примитивным и безликим.

А вот чередование разных по длине фраз придает тексту рваный ритм, способствующий поддержанию читателя в эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Насчет максимального количества слов во фразе сказать что-либо невозможно: иногда и в 15 словах можно накрутить неудобочитаемое, а иногда и 25 выглядят удобоваримо во всех отношениях.

Пример: Сегодня утром решила, что все надоело. Утренняя толкучка в метро, досужая болтовня коллег, еженедельные «ковры» у начальства. Нужно что-то менять, причем безотлагательно, иначе скоро взорвусь. Точно, пора в отпуск! Я честно заслужила частичку солнца, кусочек моря, пару метров пляжа, и обязательно где-нибудь в экзотической стране, где можно срывать бананы и апельсины прямо с деревьев. И обязательно роман, короткий курортный роман с загорелым белозубым мачо!

Тут мы продаем тур в какую-нибудь экзотическую страну. ЦА — дамы со средним уровнем дохода, идеальное размещение — женский сетевой «глянец».

Расставление акцентов

В расставлении акцентов главенствующую роль играют слова, которые мы на подсознательном уровне выделяем интонационно. Хорошо, если по месту расположения они совпадают с точками смены ритма, но при желании можно создать интонационное ударение искусственно. Это достигается различными методами, например, употреблением авторских знаков, выделением определенных слов (написанием с большой буквы, курсивом, иным шрифтом).

В приведенном ниже отрывке ритм задается искусственным интонационным выделением: в тексте используются тире (исключительно авторская постановка, с целью расставления акцентов) и написание отдельных слов с Большой Буквы.

Пример: Вряд ли какие-то родители желают детям зла. Вот только зачастую не знают, каково оно — Добро. В понимании их детей, разумеется. Родителям кажется, что их жизненный опыт обязателен для передачи подрастающему поколению, однако попытки поделиться им с детьми зачастую наталкиваются на Неприятие, Негатив, Отторжение. Как наладить контакт между поколениями в рамках одной семьи? Ответ один: обратиться к психологу. И не любому, а специалисту по отношениям Родители — Дети.

Игра интонацией

Некоторые люди даже об интересных вещах говорят настолько монотонно, что хочется спать. Другие же даже анекдоты с бородищами до колена рассказывают настолько артистично, что смеешься над услышанным в сотый раз. Ритм и темп устной речи варьируется интонационно, и при написании текста можно использовать аналогичные принципы. В конце концов, зачем нам модальные глаголы, частицы, знаки препинания в конце предложений? А вот зачем!

Пример: Хотели бы бросить все, сесть на самолет и улететь на край мира, к солнцу, морю и пальмам? Так сделайте это! Не дают отпуск — возьмите, нет денег — одолжите, нет времени — наплюйте. Разве у вас будет еще одна жизнь? Это — не репетиция: любить и путешествовать нужно не завтра или через год, а прямо сейчас!

Видите — идет постоянная смена интонации. Вопросительные предложения чередуются с восклицательными и повествовательными, активно используются тире, что способствует взвинчиванию темпа и нагнетанию эмоций. Естественно, злоупотреблять этим приемом нельзя, иначе текст получится нервным и кричащим.

Подвод к кульминации

Снова обратимся к вышеупомянутой горке Шугермана. Каждое предложение как бы анонсирует последующее, предвосхищает его. Мысль автора развивается, читатель послушно следует за ней (если его смогли действительно увлечь) и приходит к кульминации, то есть, ответу на вопрос, ради которого, собственно, все и затевалось. У вас есть боль? У нас найдется лекарство!

В качестве примера лучше бы взять текст целиком (например, статью в формате сторителлинга), но ритмику, задаваемую приближением к кульминации, можно проследить и на небольшом отрывке.

Пример: Вы собираетесь отдохнуть с семьей в Египте? Мониторите предложения неделями, и никак не можете выбрать достойное? Нервничаете, расстраиваетесь, по десять раз на дню меняете решения? Да, выбор сложен: порой отели с одинаковым количеством звезд и аналогичными описаниями на поверку оказываются совершенно разными. Неправильный выбор порой чреват испорченным отдыхом, но при обращении в компанию N вы застрахованы от подобных неприятностей. Мы предлагаем клиентам отели, в которых отдыхаем сами!

Аллитерация и ассонанс

Нужный ритм текста создается чередованием не только разных по длине и интонации фраз, но и ударных-безударных слогов и даже звуков. Все это достаточно сложно, особенно если речь идет о прозе, но некоторые приемы можно и нужно взять на вооружение.

Например, неплохо работает повторение согласных звуков одной группы (свистящих, сонорных, взрывных), именуемое аллитерацией. Аналогичный прием в приложении к гласным звукам именуется ассонансом. Конечно, на протяжении всего текста следить за чередованием букв невозможно, но в каком-нибудь особо значимом абзаце можно поиграть и с фонетикой.

Пример: Свист ветра в ушах, скоростное шоссе, шелест шин… Ее Величество Скорость способна покорить каждого!

Обилие шипящих и свистящих звуков придает этому отрывку ярко выраженную динамику. Читатель уже видит себя за рулем кабриолета или оседлавшим мощный байк.


Повторы

Обилие повторов в тексте не есть хорошо, особенно если оно выражается в тавтологии, причиной которой является невнимательность либо бедность лексического запаса автора. Понятно, что это не идет на пользу статье, так что от подобных явлений ее следует вычищать, хотя бы заменяя одинаковые слова и фразы синонимичными.

Но иногда повторы употребляются автором намеренно, именно потому, что он добивается конкретной реакции читателя. Намеренные повторы придают тексту особую ритмичность, служат для расстановки акцентов, создают гипнотический эффект закольцованности.

Пример: Время — невосполнимый ресурс. Мы можем зарабатывать деньги, тратить их на покупку товаров и всевозможные развлечения, обретать знания и опыт, прокачивать собственную внешность и рабочие навыки. Но несколько лишних часов жизни не купишь даже за все золото мира! Время — невосполнимый ресурс…

Взрывные вставки

Достаточно сложно сделать динамичным текст о металлопрокате или закупке байковых халатов в Иваново оптом. Играть интонациями можно, изменять длину предложений тоже, но подчас даже продуманная ритмическая организация не спасает узкотематическую экспертную статью. В этом случае можно немножко развлечь читателя, предложив ему нечто интересное, несколько выбивающееся из общей канвы повествования.

В данном случае я говорю о разбивочных вставках типа «Важно», «Это интересно знать» и так далее — назвать такую конструкцию можно по-разному. Например, на сайте, посвященном рыбалке, можно «обзывать» подобные вставки «Это клево», «Не пропусти поклевку» и так далее.

Во взрывной вставке должна содержаться действительно интересная справочная информация, дельный совет или предостережение от каких-либо действий. Она должна выделяться из основного текста не только ритмикой и содержанием, но и визуально (цветом, графикой, параметрами шрифта и так далее).

Пример: Важно! Минимальная толщина льда для рыбной ловли равна 10 см. Но даже при передвижении по такому льду важно соблюдать элементарные правила безопасности (избегать сомнительных участков, разведывать путь пешней, идти аккуратно, не бегать). Взятые с собой «ледовые шилья» могут спасти вашу жизнь!

Структурирование

Любой текст, рассчитанный на то, что его будут читать с удовольствием, должен быть структурированным. В понятие структурированности принято включать:

  • Логичность подачи материала. Текст должен быть логичным, приветствуется разбиение на смысловые блоки. Каждому блоку присваивается название, то есть, подзаголовок соответствующего уровня.
  • Разбиение на абзацы. Наиболее желательная длина абзацев — 5-7 строк, однако это не является догмой. Более того, если вы хотите придать тексту более динамичный ритм, чередуйте абзацы разного объема.
  • Использование списков. Списки существенно упрощают восприятие и запоминание информации, расставляя акценты в нужных местах. Наличие их в статье способствует высокой оценке ПС при ранжировании, так как автоматически делает ее «написанной для людей».

Как ты ни чередуй фразы разной длины, ни играй интонацией, акцентами и звуками, неструктурированный текст теряет всю динамику. Более того: его даже неохота читать! Порой очень толковая информация теряет привлекательность из-за ее подачи в виде простыни.

Советы начинающим

Надеюсь, я не слишком запутал вас всевозможными филологическими премудростями? Ничего, главное — начать работать над ритмикой, и буквально через пару статей этот процесс у вас автоматизируется. Вам не нужно будет продумывать каждое предложение, чтобы тексты обрели ритмичность, стали еще более интересными и востребованными.

И, как всегда, несколько советов:

  • Попробуйте полюбить классику. Работать с текстами и не любить читать — согласитесь, нонсенс. Постарайтесь воспитать в себе любовь к чтению, причем выбирайте лучшие образцы мировой литературы. Истинными мастерами динамичности были Лондон, Ремарк, Булгаков, Довлатов, Шукшин. Их произведения читаются легко, без напряжения, в отличие от творений более «тяжеловесных» классиков типа Толстого, Достоевского или Бальзака. Впрочем, это мой вкус, навязывать не буду.
  • Соблюдайте умеренность. Неуемная погоня за динамикой способна сделать текст неудобочитаемым и сумбурным, как речь душевнобольного — об этом я уже говорил выше. Постарайтесь соблюдать меру.
  • Читайте свои статьи вслух. Вычитка статей вслух — это всегда благо: повышается процент выловленных ошибок и тавтологий. Читайте текст в спокойном темпе, и сразу почувствуете его ритм. Если он кажется монотонным, слегка, «порвите» фразы, вставьте парочку интонационно окрашенных предложений — и статья заиграет новыми красками.
  • Убирайте воду. Пространные рассуждения из серии «ни о чем» отвлекают внимание читателя, снижают эмоциональный накал текста, не несут никакой полезной информации. Это относится и к паразитическим конструкциям типа «ни для кого не секрет», «следовало бы отметить», «не стоит полагать» и так далее. Вычищайте их из текста.
  • Совершенствуйтесь. Не стойте на месте, развивайтесь. Обогащайте лексический запас, прокачивайте райтерские навыки, смотрите тематические видео. Быть может, вы обретете уникальный стиль, что обязательно будет оценено читательской аудиторией.

Спасибо за внимание, друзья! Надеюсь, ваши тексты будут работать, а заказчики — платить за них достойные деньги!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: