Портфолио копирайтера

Особенности создания портфолиоКопирайтинг — один из самых востребованных, высокооплачиваемых и уважаемых видов деятельности в интернете. Но почему-то один специалист получает по несколько тысяч рублей за текст, другой довольствуется в десятки раз менее солидной оплатой. Да, уровень мастерства у всех разный, это нужно учитывать. Однако многие весьма достойные райтеры годами просиживают на низкооплачиваемых заказах только из-за неумения себя «продать». Они явно проигрывают в конкурентной борьбе по субъективным причинам: потенциальные заказчики просто не знают об их существовании и уровне мастерства. Портфолио для копирайтера — это универсальный способ достойно представить себя на рынке услуг. И сегодня мы разберемся с основными правилами его наполнения.

Зачем нужно демонстрировать работы?

Копирайтеров во всемирной сети много, и пишут они, мягко говоря, по-разному. Как заказчику понять, который из них справится с заданием качественно? При приеме на работу в реале вы демонстрируете диплом, трудовую книжку, собственное резюме, и это обязательно — работодатель получает информацию о вас в максимальном объеме. Помимо этого, существуют и очные интервью, где выносятся окончательные решения.


В сети не существует четких документов, подтверждающих профессионализм райтера. Не открыто пока вузов, где обучают веб-райтингу, не существует и соответствующих дипломов. Сертификаты о прохождении всевозможных курсов в глазах продвинутых заказчиков весят не слишком много: их получает каждый, заплативший за обучение. А вот в сочетании с классным портфолио сертификат обретает уже вполне реальный вес и солидность.

Портфолио — это единственный сетевой «документ», способный подтвердить профессионализм копирайтера, его способность решить ту или иную задачу. Все остальное — голословные утверждения, которые на поверку могут оказаться чистейшим блефом. Как проверить реальное наличие опыта работы? А никак. Даже фото дипломов о профильном образовании в наш век фотошопа малоубедительны: за 10 минут можно стать хоть врачом, хоть юристом.

Презентация работ в виде статей или кейсов позволяет продемонстрировать потенциальным заказчикам все, на что вы способны как специалист. Поэтому в портфолио лучше отбирать максимально удачные работы по самым различным направлениям, по которым вы хотели бы брать заказы. Кто знает, быть может, сегодня вами заинтересуется интернет-магазин детских игрушек, а завтра — солидная юридическая компания?

Демонстрация статей на биржах

Заработок на биржах статей

Большинство копирайтеров начинает деятельность на этом поприще с регистрации на всевозможных биржах контента. Это очень разумно, ибо первые шаги лучше делать под защитой биржи-посредника, обеспечивающей чистоту сделок между заказчиками и исполнителями: первые знают, что получат текст, соответствующий техническому заданию, вовремя, вторые — что им своевременно будет начислено вознаграждение за работу.

Большинство крупных бирж предоставляет возможность создавать портфолио сразу после начала работы, но не все новички пользуются этой возможностью. И очень зря: ежедневно на биржи приходят сотни, а то и тысячи пользователей. Они представляют собой общую массу и практически не могут конкурировать с биржевыми старожилами, в пользу которых играет заоблачный рейтинг, «звезды» по мастерству и прочие регалии.

Хорошее портфолио помогает копирайтеру-новичку выделиться из массы себе подобных. Но перед его наполнением нужно учесть несколько моментов:

  • В правилах бирж обычно прописано требование: размещать работы в портфолио можно лишь с разрешения заказчика. То есть, выполнив заказ, вы не имеете права просто дать ссылку на страницу, где размещена статья. Это несколько странно, так как авторское право не продается. Выполняя работу на заказ, вы продаете лишь право использования статьи, оставаясь при этом ее автором. Но правила есть правила, поэтому согласием заказчика стоит заручиться. Однако заказчики, оккупировавшие низкий ценовой сегмент, часто являются перекупщиками: берут заказы как исполнители по высоким ценам, дают их новичкам по низким. Такой «перекуп», естественно, запретит размещать работу в портфолио.
  • Всегда можно написать работу специально для портфолио, а лучше — 2-3, на разные темы. Пусть они будут небольшими, но максимально качественными, хотя бы без грамматических ошибок. Такие статьи выкладываются в виде текста, защищенного от копирования функционалом биржи. Правда, зачастую выглядят они не слишком привлекательно, в виде сплошной «простыни» без форматирования. Статьи, выставленные на продажу, выкладывать в портфолио запрещается. Вот после того, как статью купили, можно попросить у покупателя ссылку для портфолио.
  • К сожалению, функционалы бирж не позволяют оформлять портфолио копирайтеров в виде кейсов (об этом чуть позже), поэтому следует использовать имеющиеся возможности по максимуму. Например, стоит эффектно преподнести статью в анонсе: вкратце раскрыть ее содержание и целевое назначение. Не лишним будет приведение данных проверок по различным сервисам (уникальность, тошнота, водность, «Главред», «Тургенев» и иже с ними), чтобы заказчики сразу поняли, что вы умеете ими пользоваться и приводить текст в соответствие параметрам ТЗ.

К сожалению, портфолио биржевых райтеров доступны только зарегистрированным пользователям. Поэтому если вы намерены выйти в свободное плавание, стоит подумать об альтернативном варианте демонстрации собственного мастерства.


Что такое кейсы?

Текст — это всего лишь текст, даже если он написан великолепно. По нему можно судить о стиле автора, грамотности, владении темой — и, в общем-то, все. Для работы на бирже в низшей ценовой категории этого обычно более чем достаточно. Но заказчики в более высокой ценовой категории ищут иное — не просто красивый и грамотный текст, а решение своей задачи.

Иными словами:

  • Сеошнику нужен текст для продвижения. Он должен характеризоваться гармонично вписанными ключевыми словами, соответствием критериев уникальности, заспамленности, воды и так далее.
  • Владельцу новорожденной компании требуется классный имиджевый текст, способный презентовать ее в наилучшем свете и сразу выделить среди конкурентов.
  • Компании необходимо продать товар или услугу как можно большему количеству пользователей, то есть, ей требуется конверсионный (то есть, продающий) контент.

«Голые» тексты не показывают, как именно решена та или иная задача, так как условий и конкретных результатов в портфолио копирайтера нет. Посему лучше размещать в портфолио не тексты, а именно кейсы: условие, текст, решение. Проще говоря, вы описываете ТЗ, размещаете текст и его результативность. Для приведенных выше примеров результат работы выглядит примерно так:

  • Написан текст по ТЗ: объем 2000 знаков, уникальность 100%, балл по Главреду — 8,5, заспамленность — 45%, вода — 14%. Ключевые слова использованы в полном объеме согласно ТЗ (указать, какие и в каком количестве).
  • Написана имиджевая статья, повысившая узнаваемость компании. Разработан слоган, фирменная подача контента.
  • Написан продающий текст. После его размещения на сайте заказчика в течение месяца конверсия повысилась на 15%.

То есть, заказчику не нужно думать, подойдет или нет текст, выложенный в портфолио, для решения его задачи. Он видит, что копирайтер с успехом справлялся с аналогичными заданиями и, скорее всего, выберет его, а не заурядного текстописца.

Где лучше разместить портфолио?

Способы размещения портфолио

Про биржи я уже говорил — есть возможность размещать портфолио там, но, во-первых, в виде кейсов выложить работы возможности нет, а содержимое доступно лишь зарегистрированным пользователям. Поэтому после полугода интенсивной работы на бирже (а иногда — и раньше) целесообразно задуматься об альтернативных способах демонстрации собственного мастерства. Существует масса вариантов создания и размещения портфолио, так что рассмотрим наиболее популярные и эффективные.

Презентация. В данном случае речь идет о создании презентации собственно копирайтера в любой из программ. В первом слайде можно разместить информацию о себе (лучше с фото, ибо безличным персонам доверяют меньше), во втором — рассказать о преимуществах сотрудничества. Далее должны идти файлы со скриншотами работ, но порой разместить их целиком проблематично. Можно ограничиться краткими кейсами: задача, решение, ссылка на ресурс, где размещена статья, либо ее полный скриншот. В конце обычно размещается прайс и контактная информация.

Разместить презентацию можно, например, на своей страничке (или в своей группе) в соцсети, на Гугл или Яндекс Дисках, а можно и высылать потенциальным заказчикам по почте. Способ этот не слишком удобный, так как предполагает множество манипуляций со стороны заказчика: он должен быть очень заинтересован в копирайтере, чтобы разбираться с таким портфолио.

Google Сайты и другие бесплатные конструкторы. Замечательный вариант сделать портфолио на собственном сайте за час-другой, вообще не имея навыков подобной деятельности. Он позволяет создавать сайты-одностраничники по всем правилам: «шапка» с оффером, преимущества работы с конкретным копирайтером, контактные данные, форма обратной связи, при желании — и прайс. Есть возможность загружать работы в виде кейсов при помощи «родных» инструментов Google (GoogleDocs, Google Рисунки, Google Презентации). Приятно, что процесс прост и абсолютно бесплатен, а опубликованный сайт удобен для просмотра как на ПК, так и прочих гаджетах. Недостатком является длинное и малозапоминающееся доменное имя, а также ограниченный функционал. Аналогичные возможности предоставляют ресурсы Blogger и Яндекс Дзен, а также конструкторы типа WIX, uCoz, Ucraft.

Сайты на профессиональных платформах с использованием движков типа WordPress или Joomla. Сайт, сделанный таким образом, выглядит куда более солидно, да и возможностей предоставляет значительно больше. Если важна статусность, лучше все же потратиться на домен, зато можно оформить ресурс, как душе угодно, придать ему неповторимый стиль, присвоить краткое и звучное имя. Еще одним плюсом является возможность размещения рекламы, но только по своему желанию, за вознаграждение или по иным собственным мотивам. Правда, осваивать движки своими силами достаточно сложно, особенно, гуманитариям, коими являются многие райтеры, посему в необходимые расходы стоит включить и стоимость услуг веб-мастера.

Собственные страницы. Ссылки на отдельные работы или портфолио в целом удобно размещать на собственных страницах в соцсетях или на тематических форумах. Потенциальный заказчик увидит сразу и информацию об авторе, и его кейсы.

Как отбирать работы для демонстрации?

Как я уже говорил, в портфолио стоит размещать работы, наиболее ярко демонстрирующие мастерство копирайтера. При этом их нужно выставлять в виде кейсов, чтобы заказчик видел, как вы умеете решать поставленные задачи.

Естественно желание загружать самые удачные работы, однако такое решение не всегда оправдано: пусть будет и пара средненьких, чтобы заказчик не ожидал от вас чего-то фантастического. Все мы знаем, что даже у самых мастеровитых райтеров бывают времена, когда даже при достойной оплате не получается выдать «на гора» шедевр. Конечно, откровенно слабые кейсы лучше забыть и никому не показывать.

Насчет охвата тем мнения также расходятся. В начале карьеры копирайтеры берутся практически за любую работу, охватывая направления, в которых, мягко говоря, не слишком хорошо разбираются. Ну что шедеврального может написать девушка-филолог о торцовых фрезах, например? Даже если работа более-менее удалась, размещать ее для демонстрации можно только в том случае, если больше нечего. Маститые копирайтеры вообще ограничивают круг собственных тематик и успешно кормятся с них, не влезая в неизвестные области. Иными словами, если копирайтер не хочет, чтобы ему заказывали статьи, например, по бухгалтерии, он не будет выкладывать на всеобщее обозрение работы на эту тематику.

Советы по составлению портфолио

Напоследок позвольте дать вам еще несколько небольших советов по составлению портфолио:

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не берите чужого! Оставлю даже этическую и юридическую стороны вопроса, хотя закона об авторском праве никто не отменял. Если всплывет, что выставленный кейс создан не вами, черная слава по всей сети обеспечена. Поверьте, сарафанное радио в интернете работает великолепно!
  • Не размещайте работы в текстовых форматах. Так их легко украсть, а ведь не все райтеры ведут себя в соответствии с предыдущим пунктом, с уважением относясь к авторскому праву. Увидите собственную статью в портфолио другого копирайтера — не удивляйтесь. И добиться правды будет весьма проблематично.
  • Вычитывайте каждую работу досконально, на свежую голову. Поверьте, даже пара незначительных грамматических ошибок способна испортить впечатление даже от очень добротной работы. Не справляетесь, сомневаетесь — наймите профессионального корректора. Это не слишком дорогая услуга, зато кристальная грамотность гарантирована.
  • Не перегружайте портфолио. Не станет заказчик рыскать среди сотен статей — он растеряется и пойдет за контентом к другому копирайтеру. Несколько любимых тем, разнообразные задачи, по паре примеров — и хватит. Порядка 10-15 кейсов — этого уже вполне достаточно.
  • Не забывайте чистить и обновлять портфолио. Нещадно удаляйте устаревшие работы — портфолио должно отражать уровень вашего теперешнего мастерства. Наверняка пару лет назад вы писали слабее, но зачем заказчикам об этом знать?

Надеюсь, что мои советы помогут продемонстрировать свое мастерство в наиболее выгодном свете! Щедрых вам заказчиков и хороших профитов, уважаемые райтеры!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

*

code