Как выбрать копирайтера, зачем его искать и где найти хорошего автора

Выбор копирайтера в зависимости от целейПриветствую всех! Сегодня я хочу поговорить о боли многих владельцев бизнеса, контент-менеджеров и редакторов, рыскающих по просторам Интернета в поисках достойных копирайтеров. Казалось бы, чего проще: фрилансеров сейчас пруд пруди, причем многие пришедшие в эту сферу в качестве основного вида деятельности выбирают именно создание текстового контента. Новички полагают, что это проще всего: писать коды или верстать веб-страницы умеют далеко не все, зато читать и писать учился каждый. Тем не менее, найти хорошего автора среди тысяч, мягко говоря, посредственных, проблематично. Я не претендую на всезнание, однако дать несколько практических советов относительно того, как выбрать копирайтера, могу.

Для чего, почему и сколько?

Во главу угла стоит поставить собственные цели, то есть обозначить, для чего вам нужен специалист. Если вам нужен автор для написания нескольких десятков проходных SEO-текстов, это одно, а если требуется классный копирайтер для создания лендинга, коммерческого предложения или коммерческой рассылки – совершенно иное. Свои особенности имеет и SMM-копирайтинг, сторителлинг, создание имиджевого контента и так далее.

Некоторые неплохие копирайтеры годами обитают на биржах контента, где цены, мягко говоря, не слишком высокие. С точки зрения заказчика, это, конечно, неплохо: можно найти автора буквально за копейки, правда, перелопатив горы пустой породы. Но низкая стоимость работы оправдывает многое, в том числе, и средненькое качество контента.

Если вы ищете автора для решения конкретной коммерческой задачи, экономить точно не стоит. Вряд ли биржевой копирайтер сможет создать классную подборку текстов для маркетинг-кита или лендинг, так и взывающий нажать на волшебную кнопку «Купить». Шанс найти блистающий всеми гранями таланта самородок есть всегда, только шансы мизерные.

Поймите меня правильно: многие копирайтеры начинали профессиональную карьеру с бирж контента, и я в том числе. Но если человек много лет сидит на бирже с ценником 100 рублей за килознак и не пробует вырваться из низкой ценовой категории, значит, с ним что-то не так. Да, у некоторых неплохо пишущих людей просто не хватает уверенности в себе или желания выйти из зоны комфорта. Но это, повторюсь, единицы.

Не стоит сбрасывать со счетов и тематику ресурса. Между экспертным текстом в IT-тематике и исследованием памперсов разных брендов, ориентированных на молодых родителей, пролегает пропасть. И ценовая в том числе!

Так что в идеале ваш копирайтер должен быть экспертом в конкретной нише, а заодно и иметь понятие о диджитал-маркетинге. Согласитесь, работа такого спеца не может стоить дешево априори.

Критерии выбора

Выбор хорошего копирайтера

У каждого более-менее опытного заказчика наработаны собственные критерии выбора исполнителей. Как правило, учитываются:

  • Опыт. Сколько лет человек создает текстовый контент по конкретной тематике и есть ли у него релевантный опыт в соответствующей сфере?
  • Степень загруженности. Хорошие авторы с не слишком заоблачным ценником не сидят без работы: не они ищут заказчиков, а наоборот. Бывает, что копирайтер может брать в работу всего один-два текста в неделю или вообще поставит вас в лист ожидания.
  • Портфолио. Маститые копирайтеры наполняют портфолио не отдельными текстами, а кейсами, с описанием задач, целей и достигнутых показателей. Но есть и исключения.
  • Конкретные тексты. Не стоит сбрасывать со счетов и качество собственно текстов: они говорят об авторе куда больше, чем безликие цифры трафика и конверсии.
  • Грамотность. Я специально вынесла показатель грамотности в отдельный пункт, потому что здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
  • Техническое задание и бриф. Профессиональный копирайтер всегда готов предложить заказчику бриф с вопросами относительно будущего текста и обсудить ТЗ.
  • Прочие скиллы. Бывает, человек пишет просто обалденно, но работать с ним невозможно по причине склочности и привычки не обращать внимания на дедлайны.
  • Ценовая политика. Специалист должен быть вам «по карману». В этом отношении контент-менеджеры небольших студий зачастую поставлены в очень жесткие условия: перед ним стоит задача найти классного автора для решения сложных задач, но бюджет – только расплакаться.

Если у вас приличный бюджет, вы можете найти практически идеального автора в течение нескольких дней (максимум, недель). В противном случае каким-то из критериев «идеальности» придется поступиться в угоду экономии. Это жизнь и рынок: качественно, быстро и дешево одновременно не бывает!

Опыт и образование

Многие копирайтеры гордятся опытом в 5-8 лет, но при этом работают за копейки и пишут так, что без рыданий не взглянешь. Как в любой профессии: кто-то совершенствуется, кто-то топчется на школярском уровне – его все устраивает. Вряд ли на вашем заказе у «опытного» копирайтера случится прорыв и он внезапно выстрелит классным контентом.

Немаловажен и тематический опыт: если вам нужен пресс-релиз, опыт создания контента для Instagram – это совсем ни о чем. И да, человек мог прийти в копирайтинг всего пару месяцев назад, но у него есть роскошный экспертный опыт – в медицине, юриспруденции, логистике.

Если тематика релевантна вашей – дайте человеку шанс проявить себя, договоритесь на пилотную статью. Быть может, это ваша возможность получить экспертный контент за вменяемые деньги. Со временем копирайтер прокачает профскиллы и его услуги будут стоить в разы дороже.

Теперь об образовании. Высшего образования по специальности «копирайтер» пока не дает ни один российский вуз. Филфак или журфак – это классный задел, но далеко не гарантия высокого качества, особенно если речь идет о коммерческих текстах для В2В-аудитории или экспертных статьях на узкоспециальные темы.

А теперь о всевозможных курсах копирайтинга. Среди них есть действительно достойные школы, но немало и инфоцыган. О вторых я вообще говорить не буду: вряд ли их окончание положительно сказывается на качестве работы выпускников. Да и с первыми есть вопросы: кто-то прилежно выполняет задания и параллельно занимается самообразованием, кто-то забивает на все и вся – как в школе.

В результате сертификаты получают практически все, но необходимые профскиллы для многих остаются на уровне деклараций. Читаешь резюме, диву даешься – чего только не умеет человек, а на поверку это оказывается голословными утверждениями.

Степень загруженности

Степень загруженности веб-райтера

Как я уже говорила выше, хороший спец никогда не сидит без работы, особенно если не задирает цены до заоблачных высот. Конечно, иногда бывают лакуны, особенно если копирайтер работал на одном конкретном проекте, а тот внезапно закончился. По своему опыту скажу: наиболее часто перерывы в загрузке случаются летом, в период отпусков, и зимой во время каникул. В это время у заказчиков больше шансов заказать текст у классного спеца по доступной цене.

Что делать, если вы прямо-таки влюбились в копирайтера, но он не может ответить взаимностью из-за высокой загрузки? Ответ лежит на поверхности: предложите такие лакомые условия, чтобы он не мог отказаться. Один текст по двойному-тройному тарифу возьмет самый загруженный копирайтер, насчет длительного проекта придется договариваться более детально.

Портфолио и кейсы

Наиболее привлекательно выглядит портфолио не с отдельными текстами, а с кейсами. Каждый кейс – это поставленная перед копирайтером задача и найденное им решение, выраженное в вербальном описании и беспристрастных цифрах (обычно это повышение трафика и позиций сайта в поисковых системах, а также увеличение конверсии).

Выглядит все это впечатляюще, но на поверку зачастую оказывается фикцией. Во-первых, зачастую столь соблазнительные цифры просто берут с потолка, ведь проверить их невозможно. Во-вторых, нужно видеть всю картину: показатель увеличения конверсии в 50% может обозначать, что товар купили три человека против двух ранее, а может говорить о приросте реальных покупателей, измеряемом в тысячах человек. Так что все относительно. Зачастую копирайтера вообще не ставят в известность относительно достигнутых показателей.

Поэтому даже многие копирайтеры с именем размещают в портфолио просто ссылки на лучшие работы. Например, я писала рекламные материалы в «Комсомольскую правду», статьи для корпоративного журнала «Белавиа», контент для туристических компаний, специализирующихся на VIP-туризме и так далее. Как я могу оценить их эффективность в цифрах? Знаю, что принимали практически без редактуры, а другие показатели остались за кадром. Так что упакованных кейсов у меня нет – не сложилось: не дружу с математикой, рисовать цифры не люблю.

Следует учитывать, что многие публикации копирайтер не может выложить в портфолио из-за NDA (например, коммерческую рассылку для крупной компании). Чего греха таить, иногда работаешь и в качестве «литнегра»: пишешь статьи от имени заказчика и под его подписью. Естественно, в портфолио это не попадает. Давайте не будем об авторском праве: все решает предложенная цена и прочие условия сотрудничества.

Конкретные тексты

Основным показателем профессионализма копирайтера является созданный им продукт, то есть текст. Некоторые тексты (например, контент для лендингов) невозможно рассматривать в отрыве от верстки и графики. Поэтому обычно копирайтеры выкладывают в портфолио либо ссылки на опубликованные работы, либо скрины соответствующих страниц.

Кто мешает поместить в портфолио чужие работы? Да никто, кроме совести. Поэтому нужно не полениться и изучить хотя бы несколько статей на различные темы: если стиль и качество текстов очень различаются, вполне возможно, вы имеете дело с не слишком честным человеком.

А теперь несколько моментов для заказчиков-новичков, не особо разбирающихся в качестве контента (эксперты, не ругайте меня, пожалуйста, за перечисление очевидного).

Итак, перечислю основные косяки непрофессиональных авторов:

  • Слишком длинная вводная часть. Если копирайтер «бороздит космические просторы» в течение трех и более абзацев, ничего не делая для раскрытия темы, с ним лучше не связываться.
  • Размытая структура. Хороший текст всегда последователен и структурирован: абзацы, заголовки разных уровней, списки. Если перед вами простыня, создавшего ее копирайтера выбирать определенно не стоит.
  • Многоводие. Обилие вводных конструкций, местоимений, «лирических отступлений» – все это вода, снижающая качество восприятия материала. Вполне возможно, копирайтер стремился набить побольше знаков или просто не умеет писать иначе. Однако не стоит впадать в крайности: слишком сухой текст тоже неудобочитаем и неинтересен.
  • Обилие речевых ошибок и бедная лексика. Сюда можно отнести несогласованность окончаний, использование слов в несвойственном им значении, выход за рамки стиля, тавтологию и так далее. Малый словарный запас тоже снижает качество контента.
  • Однотипность предложений. Слишком длинные и перегруженные предложения неудобоваримы для восприятия, слишком короткие – свидетельствуют о плохо развитой речи и делают тексты скучными и монотонными. Лучшие копирайтеры оперируют синтаксическими конструкциями разной длины, не задумываясь над этим.

Грамотность

Грамотная речь копирайтера

Высокая грамотность – один из важнейших профессиональных скиллов копирайтера. Текст, изобилующий грамматическими ошибками, не вызовет восторга у пользователя и отрицательно скажется на ранжировании в поисковых системах.

Однако есть множество нюансов. Статья, написанная «кривым» языком – это однозначно шлак. Исключением может быть какой-то уникальный экспертный материал: тогда можно перепоручить работу над ним редактору, способному привести в порядок поток сознания автора. Хороший редактор – это соответствующая оплата, так что вам решать, стоит ли овчинка выделки.

Если вам нужны классные экспертные тексты по узкоспециальной тематике, стоит закрыть глаза на не к месту поставленные запятые или несовершенную орфографию. Если профессиональный юрист, автоэлектрик или врач выдает классный по фактуре материал, ему многое прощается. А работа корректора хоть и оплачивается, но стоит значительно дешевле, чем редактура.

Аналогичная ситуация складывается и с контентом, требующим креативного подхода: грамматику можно подкорректировать, но кристально грамотное УГ не сделаешь интересным без полной переработки. И кому это нужно?

Техническое задание и бриф

Бриф – это перечень вопросов, который предлагает копирайтер заказчику. Вопросы берутся не с потолка: информация нужна для знакомства с компанией и товаром, определения целевой аудитории и стиля – словом, для эффективного сотрудничества и минимизации доработок.

По моему опыту, далеко не все заказчики готовы возиться с заполнением брифа. Многие просто просят «написать круче, чем у конкурентов». Нет ничего хуже, чем невнятные требования: это прямой путь к «не знаю как, но не так», «какой же вы специалист, если не можете понять, что мне нужно» и так далее. Но копирайтер не обязан читать мысли, поэтому не ленитесь заполнять брифы или хотя бы отвечать на вопросы копирайтера устно – это в ваших же интересах.

Впрочем, иногда заказчики дают такие подробные технические задания, что о брифе и заикаться не нужно – вся информация уже есть. А вот если копирайтер вообще не знает, что такое бриф, да еще и не умеет читать ТЗ – это уже профнепригодность.

Правильное составление ТЗ – это отдельная тема, касающаяся сеошников, маркетологов и контент-менеджеров. Копирайтер работает уже по готовому техзаданию, причем его задача – соблюсти все условия без ущерба читабельности текста.

Не стоит настаивать на выполнении абсурдных пунктов техзадания, противоречащих друг другу и здравому смыслу. Ну не может в лонгриде о путешествиях показатель водности по «Адвего» быть менее 60%, если это не справочник. Профессиональный копирайтер просто не возьмет в работу такое ТЗ, потому что понимает: это нереально. Вопрос в том, насколько аргументировано он будет отстаивать собственную позицию.

Другое дело, если показатели водности, тошноты и прочих SEO-заморочек разумны, нет требований ввинтить ключ «махровые халаты цена опт» в прямом вхождении либо описать нюансы строительства бани в двух тысячах символов, а копирайтер не может привести текст к соответствию ТЗ. Бывают случаи, когда «лучшие выпускники продвинутых курсов» не владеют элементарной профессиональной терминологией.

Другие скиллы

При поиске копирайтера не стоит сбрасывать со счетов не только профессиональные, но и человеческие качества соискателей. Я знаю многих профессионалов, пишущих так, что зависть берет, но почему-то не срабатывающихся с заказчиками. Причин много: у кого-то корона слишком ярко сияет, кто-то не привык поступаться мелочами ради хорошей работы, для кого-то дедлайн – пустой звук и так далее.

Если вам нужен копирайтер для разовой работы, бог с ним: комфортом общения можно поступиться. Но если в перспективе рисуется длительный проект, нужно немного пообщаться с копирайтером, попробовать понять, что он за человек. Основную информацию вы получите через пару выполненных заказов. И вообще, чем больше общения, тем меньше доработок и недопонимания.

Хороший копирайтер ценит постоянных заказчиков. Кто-то предпочитает сугубо деловое общение, кто-то – практически дружбу. Это неважно: главное, чтобы формат общения устраивал обе стороны.

Ценовая политика

Оценка стоимости услуг копирайтера

Нечто качественное редко стоит дешево: только если уж очень повезет. В данном случае на это рассчитывать не стоит: даже если повезет нарваться на талантливого новичка, он очень быстро подорожает. Экономить на контенте не стоит: текст ради текста прибыли не принесет, а вложения в классный контент окупятся многократно.

Авторы и заказчики до сих пор ломают копья относительно того, как оплачивать тексты: по количеству символов или за весь текст целиком. Форма оплаты ничего не говорит о профессионализме копирайтера, что бы кто ни говорил.

Я, например, считаю, что экспертные лонгриды и SEO-контент могут оцениваться адекватно только по количеству символов. Я могу написать экспертный текст об оформлении шенгенских виз на двадцать килосимволов, а могу и на пять – разница в степени детализации информации. В первом случае я потрачу на него два дня, во втором – полдня. Смысл мне заморачиваться с конкретикой, если в обоих случаях я заработаю одинаково? Так что если выберете копирайтера, настаивающего на оплате за статью целиком, обозначьте хотя бы минимальное количество знаков.

Но есть отдельные виды работ, где познаковая оплата неуместна. Обычно это контент небольших форматов, где каждое слово должно попадать точно в цель: тексты для лендингов, на главную, о компании и так далее.

Средний копирайтер берет не менее 2-5 долларов за килосимвол обычного текста, меньше – уже неоправданный демпинг. Работа мастера на данный момент оценивается в рубль за символ, а коммерческий, иноязычный и экспертный контент (например, по IT-тематике) может стоить еще дороже.

Где найти хорошего копирайтера?

С хард- и софт- скиллами копирайтеров вроде бы разобрались, приступаем непосредственно к поискам. Как я уже говорила, чем больше у вас бюджет, тем выше шансы найти хорошего копирайтера, тексты которого не придется многократно посылать на доработку либо править своими силами.

Однако даже хороший бюджет не застрахует вас от людей с завышенным мнением о собственной профессиональной пригодности. Если копирайтер не может представить хороших статей, но заявляет о собственной крутости и требует приличных денег (причем по предоплате), с ним связываться точно не стоит.

Текстовые биржи

Многие маститые копирайтеры начинали профессиональный путь с текстовых бирж, так что там есть шанс найти талантливого копирайтера еще без короны на голове и значков доллара в глазах.

Наиболее крупными площадками такого типа являются Etxt, Text.ru и Advego – там число исполнителей исчисляется чуть ли не миллионами, но реально работает едва ли десятая часть.

Биржи хороши тем, что профили пользователей находятся в открытом доступе: вы сразу видите рейтинг, уровень мастерства (условный конечно, но все же), стаж работы, портфолио и кучу другой полезной информации. Еще один плюс – финансовая страховка: вы делаете заказ и соответствующая сумма блокируется на счету. Она уйдет исполнителю только тогда, когда вы примете работу, то есть, сочтете ее качественной. При снятии заказа или просрочке денежка автоматически вернется на ваш счет.

Биржи фриланса

На биржах фриланса больше шансов найти исполнителей уровнем повыше, но и средние цены на услуги опытных райтеров там соответствующие. Опять же, плюс – доступный для всеобщего обозрения профиль с отзывами, рейтингом, портфолио и так далее.

Можно поискать исполнителя на биржах Kwork, Work-zilla, FL, Freelance и прочих. Но следует учесть: многие площадки поддерживают только внутрисистемные расчеты и запрещают прямой обмен данными (как на текстовых биржах). Другие платформы более демократичны в этом плане: они дают возможность найти копирайтера, а как уж вы будете рассчитываться – ваше дело.

Социальные сети, мессенджеры, форумы

Вряд ли стоит искать исполнителей в профессиональных группах и на форумах при очень ограниченном бюджете. Как правило, там общаются высокооплачиваемые профессионалы, готовые разнести в пух и прах «оскорбительное» предложение.

Но из всякого правила есть исключения. Я часто наблюдала в профессиональных группах в Facebook и ВК картину, когда малобюджетные заказчики, готовые платить не более 50-100 рублей за кило, находили исполнителей. Правда, им приходилось выдержать немало критики в открытых пабликах, но всегда находились желающие написать в приват и поработать даже за эти деньги. Каким был результат сотрудничества, оценить не могу – не моя ниша.

Личные сайты

Поиск копирайтеров через личные сайты

Кажется, если у копирайтера есть личный сайт, то перед вами профессионал высокого уровня. Это не всегда так. На многих курсах начинающим авторам советуют сразу же создавать личные сайты в качестве свидетельства собственной экспертности (отвратительное слово, но его сейчас почему-то любят).

Так что сам по себе сайт ничего не значит, особенно если кроме краткой информации о себе и расценок там ничего нет. Главное в веб-ресурсе копирайтера – это портфолио, а как его читать и оценивать, я рассказала выше.

Может ли у хорошего райтера не быть сайта? Сплошь и рядом. По сути, он нужен лишь для хранения портфолио и самопрезентации, а их можно создать и на Гугл-диске. Исключение составляют профессиональные блоги, заточенные под продвижение: их наличие – действительно маркер мастерства и востребованности.

Сарафанное радио

Рано или поздно классные копирайтеры вырастают из коротких штанишек: не они ищут заказчиков, а наоборот. Интернет – большая деревня, где общаются и обмениваются информацией. Если вы вращаетесь в соответствующих кругах, наверняка у вас есть люди, готовые порекомендовать хорошего спеца под ваши цели и бюджет.

Однако и тут есть одно «но»: если копирайтер работает на каком-то проекте, его владелец или курирующая студия вряд ли поделятся контактами – зачем плодить конкурентов? Другое дело, если проект завершился.

Советы заказчикам

Напоследок хочу дать пару советов начинающим заказчикам контента:

  • Выбирайте профессиональных копирайтеров. И я сейчас не только о качестве текстов, но и о виде занятости. Если для человека копирайтинг – основной вид деятельности и источник дохода, он просто не имеет права на халтуру. Другое дело, если райтер подрабатывает в свободное от работы время: во-первых, он садится за текст уже уставшим, во-вторых, не так радеет за качество.
  • Не стоит игнорировать мамочек-декретниц. В профессиональной райтерской среде к женщинам, подрабатывающим созданием контента во время декрета, нередко относятся пренебрежительно. И очень зря: среди них немало хороших юристов, маркетологов, врачей и других специалистов, не желающих терять профессиональные скиллы за время трехлетнего отпуска.
  • Не перебарщивайте с тестовыми. Следует понимать разницу между тестовыми заданиями и пилотными заказами: первые, как правило, оплачиваются по сниженной ставке или не оплачиваются вовсе. По этой причине многие копирайтеры отказываются выполнять тестовые, говоря, что все необходимое есть в портфолио. Тем не менее, если райтер заинтересован в работе, тысячу-полторы знаков он напишет и бесплатно, но не более того.

Буду рада, если мои советы помогут вам в поисках классного копирайтера независимо от бюджета!

Вера Шевчик/ автор статьи

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинам зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: