Как упростить текст

Добрый день, уважаемые посетители моего сайта! Сегодня я хочу предложить вам очередной материал, посвященный работе над текстом. Прежде всего, он ориентирован на тех, кто тем или иным образом связан с веб-райтингом, но наверняка в нем найдут немало интересного школьники и студенты. Мы поговорим о том, как упростить текст без ущерба смыслу, сохранив его основную мысль. Это важно, ведь копирайтеру, в отличие от писателя, нужно донести до аудитории мысль в выкристаллизованном и очищенном от словесного шлака виде. А вот как это сделать лучше, мы сейчас и поговорим. Это не так уж сложно, если чувствовать текст и владеть некоторыми базовыми приемами работы над ним.

Зачем упрощать тексты?

Писатель, как правило, не слишком ограничен в объеме текста: ему платят за авторские листы. Копирайтер же вынужден «вписываться» в скромные объемы: продающий текст больше чем на 2-3 тысячи знаков никто не будет читать. Поэтому необходимо вычищать статьи от словесного мусора, не несущего смысловой нагрузки. Только так можно уложиться в оптимальный объем и повысить вероятность дочитывания статьи до конца.


При создании информационных лонгридов это требование не столь актуально: там важнее «разжевать» читателю многие непонятные моменты, так что без многословия обойтись сложно. В данном случае используется не столь жесткое и тотальное упрощение. Важно преподнести пользователю материал в доступной и читабельной форме, а это порой в сокращенном варианте невозможно.

Основные приемы

Основные приемы упрощения текстов даются ученикам в рамках школьной программы. Помните, как писали когда-то сжатые изложения? Так вот, строго говоря, таких приемов всего три:

  • исключение лишнего;
  • обобщение частных моментов;
  • замена элементов в сторону упрощения.

Все просто и конкретно, не правда ли? Но несколько непонятно, так что не всегда упрощение идет во благо. Иногда без многословных пояснений суть остается неясной, как в этом конкретном случае. Так что не впадайте в крайности: простота, граничащая с примитивностью, в большинстве случаев, неприемлема. Поэтому давайте разберемся с этим сложным вопросом на конкретных примерах.

Вычистка лишних слов

Перед нами классический случай исключения, порой сочетающийся с заменой. Мы убираем ненужные слова и словосочетания. Здесь можно поработать в следующих направлениях:

  • Убрать избыточные местоимения. Он почесал рукой свой подбородок. Местоимение свой — явно лишнее, ну не чужой же.
  • Избавиться от вводных конструкций. По мнению ученых, в свете современных реалий, как показывает практика — это словесный мусор. Я не призываю избавляться от них полностью (сам грешен, использую), но минимизировать количество не помешает.
  • Вырезать слова-усилители. Самый, абсолютно, довольно — зачастую без этих слов можно обойтись. Особенно я «люблю» словосочетание самый лучший. Мы предлагаем самые лучшие товары по довольно низким ценам. Какая «красота», не правда ли?
  • Долой плеоназмы! Речь идет о явно избыточных словах, которые нужно вычищать однозначно: детский педиатр, ученый с дипломом, больной пациент. Педиатр не может быть взрослым, ученый — необразованным, пациент — здоровым.
  • Убрать слова, которые не несут смысловой нагрузки. Предлагаем купить мебель из натуральной древесины. Зачем здесь слово купить?

Нужно понимать, что упрощенный текст должен быть более понятным и приятным для чтения. Если после «ампутации» слов восприятие ухудшается, верните их на место.

Коррекция фраз

Сейчас мы поговорим о перестроении фраз. Что же можно заменить или исправить на уровне словосочетаний? Смотрим:

  • Убрать штампы и канцеляризмы. Наша молодая, динамично развивающаяся компания заинтересована в сотрудничестве. Мы заинтересованы в сотрудничестве, и этого достаточно.
  • Превратить пассивный залог в активный. Продукт разработан нашей компанией. — Мы разработали продукт. В лаборатории проведен опыт. — Ученые провели опыт. Вторые варианты воспринимаются лучше.
  • Заменить обезличенные конструкции. Хотелось бы рассказать, нужно напомнить, необходимо заметить отлично заменяются на я расскажу, мы напоминаем, заметьте.

Упрощение синтаксических конструкций

В художественной литературе нередко встречаются сложнейшие конструкции, состоящие из пяти и более структурных элементов. Помните пресловутое описание дуба из «Война и мир» Л.Н. Толстого? Но то, что позволено классикам, неприемлемо в копирайтинге: такие фразы воспринимаются сложно, читатель может просто заблудиться в смысловых слоях.

Посему я рекомендую упрощать сложные синтаксические конструкции в любых веб-текстах, от коммерческих до информационных. Самый простой вариант — раздробить сложное предложение на несколько простых. Или хотя бы не столь сложных для восприятия.

Было:

Наша компания занимается разработкой и изготовлением увлекательных квестов, в которые с удовольствием играют дети разных возрастов, причем родители могут принимать в этом минимальное участие, так как правила просты и понятны.

Стало:

Наша компания разрабатывает и производит увлекательные квесты. В них с удовольствием играют дети всех возрастов. Доля родительского участия минимальна: в правилах разобраться несложно.

Можно поработать с причастными и деепричастными оборотами.

Было:

Наша компания, специализирующаяся на разработке и производстве детских товаров, предлагает игровые квесты для детей разных возрастов.

Стало:

Наша компания разрабатывает и производит квесты для детей различных возрастов.

Обобщение

Если требуется серьезно сократить объем текста, следует прочитать отрывок, вычленить и сформулировать главную мысль. Правда, иногда от этого страдает конкретика, и текст становится более водянистым, то есть «ниачом».

Было:

В Испании практикуют помидорные бои и прыжки через младенцев, в Меланезии можно увидеть опаснейший «земляной дайвинг», а в Индии местные верующие во время религиозного ритуала разбивают о головы кокосовые орехи.

Стало:

Жители многих стран могут похвастаться самобытными национальными традициями.

Можно упростить текст и за счет обобщения однородных членов.

Было:

На елке были развешены красные, синие, зеленые, желтые и фиолетовые шары.

Стало:

На елке развешены разноцветные шары.

Использование синонимов

Этот прием незаменим при адаптации текста под иную целевую аудиторию. Например, вы берете текст, написанный для профессиональной аудитории (врачей, юристов, экономистов). Фактура там идеальная и достоверная, но как преподнести ее массовому пользователю? Придется вооружиться словарем и буквально переводить текст с узкоспециального на русский. Это значит, нужно как следует разобраться в тематике и минимизировать количество специальной терминологии.

Было:

Аппликанты, не достигшие 12-летнего возраста, от биометрии освобождаются.

Стало:

При оформлении виз у детей до 12 лет отпечатки пальцев не сканируют.

Сложнее всего упрощать тексты, написанные сухим научным либо техническим языком, а также в официально-деловом стиле (инструкции к лекарствам, спецификации, разъяснения к нормативным актам и так далее). Поэтому рекомендую брать в работу близкие вам тематики, иначе вместо упрощения и повышения читабельности можно получить абсурдный набор слов. Или попросту потратить несообразно много времени и сил, что тоже неприятно.


Советы начинающим

Как всегда, в финале статьи я хочу дать несколько советов начинающим коллегам:

  • Не переусердствуйте. Порой упрощение сильно вредит тексту: высушиваются эмоции, исчезают смысловые слои, нивелируется элегантность речи. Поэтому рекомендую развивать вкус и действовать не только по шаблону, заданному инфостилем.
  • Правильно употребляйте числительные. Числительные до десяти рекомендуется прописывать словами, далее — цифрами.
  • Переходите на потекстовую оплату. При чистке объем статей сильно уменьшается, что порой невыгодно копирайтеру (большинство коллег получает вознаграждение за тысячезнаки). Этот подход вполне оправдан при работе над инфостатьями, но когда речь идет о текстах для лендингов, коммерческих предложениях или постах в соцсетях, целесообразно его откорректировать. Запрашивайте оплату за текст в целом, ведь главное в данном случае не количество символов, а эффективность.

Мой вневременной совет — побольше читайте и развивайте вкус. Тогда вы без всяких рекомендаций извне будете ощущать, как сделать текст более чистым, элегантным и эффективным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: