Фактура текста

Рад приветствовать вас, друзья! Вы каким-то образом намерены связать будущую деятельность с написанием текстов для интернета? Поздравляю с отличным выбором: это не только интересная и творческая, но и высокооплачиваемая работа. Но приносить солидный доход она будет только в одном случае: если вы сможете предлагать читателям интересные и насыщенные проверенной фактурой тексты. Статьи «ниочем» писать просто: достаточно обладать элементарной грамотностью и умением компилировать слова в связные предложения. Но подумайте сами, насколько интересен материал, в котором нет конкретных цифр, имен, фактов, кейсов. Сделали выводы?

Что такое фактура?

Поговорим о понятии фактуры. По общему определению, этим термином принято называть характер поверхности чего-либо, то есть нечто видимое глазу и осязаемое при прикосновении. Однако фактура имеется и у музыкальных, художественных и литературных произведений. Это уже нечто, обозначающее своеобразие художественной техники, стиля, манеры автора. Оно воспринимается преимущественно на чувственном уровне.


Но мы сейчас смотрим на это понятие с более утилитарной точки зрения. С точки зрения веб-райтинга, фактура (фактчекинг) – это насыщенность текста фактическими материалами, которую журналисты иногда именуют «мясом» статьи. Это могут быть:

  • Интересные факты. Вот вы знаете, что эпатажный матерщинник С.Шнуров учился на факультете философии?
  • Даты, конкретные цифры, имена. Они должны присутствовать в любой статье, от коммерческой до информационной, просто доля «мяса», например, в развлекательной публикации несколько ниже.
  • Кейсы. Это этакие лайфхаки, которые могут оказаться полезными в какой-то конкретной ситуации. Как действовать при страховом случае за границей, как оградить себя от римских воришек, что делать, если нужно остановить кровь, а под рукой нет аптечки – примеров масса. Естественно, кейсы должны органично вплетаться в структуру статьи и быть релевантными основной тематике.

Работа над текстом

Оговорюсь сразу: у каждого райтера свои методы работы над текстами, поэтому буду рассказывать исключительно о себе. Общий алгоритм работы над инфостатьей выглядит у меня примерно так:

  • Первичное знакомство с темой. После получения ТЗ я начинаю знакомиться с темой и сразу вешаю закладки на понравившихся мне публикациях (грамотных, с хорошей долей «мяса»). Если тематика мне знакома в совершенстве (например, оформление шенгенских виз), этот этап я пропускаю.
  • Составление плана. Я составляю план в виде подзаголовков – мне так удобнее структурировать подачу материала. Иногда вставляю между ними полезные ссылки и сведения, о которых боюсь забыть в процессе работы.
  • Подбор фактуры. Это может быть собственный опыт (обожаю этот вариант), сведения из авторитетных источников, экспертные материалы. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
  • Написание статьи. Если в публикацию органично вписывается интересный кейс, имеющийся у меня в распоряжении, отвожу под него отдельный пункт. Например, когда я писал инфостатью о горнолыжке в Шамони (это во Французских Альпах), я вписал туда собственный лайфхак о ночевке в Refuge du Montenvers – одном из самых высокогорных отелей мира.
  • Проверка. Я проверяю фактуру текста, грамотность, соответствие ТЗ – именно в таком порядке. Все, интересная и полезная статья готова к сдаче заказчику!

Поиск проверенных данных

Каждый автор должен нести ответственность за то, что он пишет. В начале карьеры ко мне обратились с просьбой написать статью о лечении менингита в домашних условиях. Только вдумайтесь в эту дикость! А вдруг какая-то интернет-дива решит таким образом лечить ребенка? В ответ я предложил самому заказчику воспользоваться универсальным лекарством от всех болезней – гильотиной. Да, молод был и горяч, но у любого человека должно быть понятие «за гранью».

Впрочем, я отвлекся. Итак, мы должны в меру сил проверить сведения, которые предлагаем читателю. Я обычно использую:

  • Собственный опыт. Обожаю писать материалы на темы, которыми владею досконально. Но даже если пишешь на основе собственного опыта, без привлечения справочной информации не обойтись. Ну не помню я высоту Монблана, дату рождения Ларса Ульриха, график работы консульства Франции в Москве, хотя темы, где требуются эти сведения, мне близки и знакомы. Значит, приходится все равно пользоваться справочной информацией. Идеальный вариант – энциклопедии, коих масса на «Академике».
  • Материалы из экспертных источников. Для уточнения фактуры я предпочитаю изучать сайты, предназначенные для узких специалистов (юристов, врачей, специалистов по недвижимости). Кстати, на профессиональном форуме можно и вопрос задать. Второй вариант – старые авторитетные порталы конкретной тематики, куда пишут специалисты «в теме», с указанием имен и регалий. Проверяем, действительно ли существует такой специалист, интересуемся его репутацией (райтер должен уметь находить информацию) и делаем выводы, стоит ли ему доверять. Кстати говоря, если информация повторяется в нескольких статьях на разных ресурсах, это не делает ее безусловно истинной: авторы могут рерайтить ошибочные сведения. Хотя бы один из источников должен быть экспертным!
  • Печатные источники. Вы мне можете возразить, что ошибки и опечатки нынче не редкость даже в школьных учебниках. К сожалению, это так, однако книги (как в бумажном, так и электронном варианте) перед выпуском в печать проверяет целый штат корректоров и редакторов. А статью, бывает, пишет, проверяет и размещает один и тот же человек. Кто поручится за его компетентность? При написании текстов на медицинскую тему я постоянно держу в поле зрения учебники для медиков (благо, немного разбираюсь в этой теме), не ленюсь сверяться с инструкциями к лекарственным препаратам и советоваться с врачами. Согласитесь, неправильно указать стоимость ночевки в отеле «Эрмитаж» в Монако – это одно, а ошибиться в дозировке препарата для лечения пневмонии – совершенно другое.

Советы начинающим

Чтобы сделать текст полезным и интересным, нужно наполнить его фактами, конкретными данными, кейсами – вы уже поняли? Тогда несколько советов напоследок:

  • Руководствуйтесь здравым смыслом. Голова – главный инструмент веб-райтера. Подумайте, насколько приведенные факты соответствуют здравому смыслу. Соня из Саратова кормила крокодила прямо из гондолы, проплывая по Гранд-Каналу. Ой, неужели правда?
  • Поддерживайте контакты с экспертами. У меня широкий круг знакомых различных специальностей (врачи, юристы, специалисты в агрономии и бьюти-индустрии). Я не стесняюсь обращаться к ним с вопросами. Иногда даже прошу просматривать ответственные статьи на предмет «бредотности» – вдруг я ошибся в силу некомпетентности?
  • Не доверяйте источникам с грамматическими ошибками. Если источник написан убогим языком и пересыпан школьными ошибками, доверять ему точно не стоит. Скорее всего, текст заказан на бирже за 20-30 рублей и автор точно не заботился о проверке фактуры.
  • Проверяйте сведения из Википедии. Свободная Энциклопедия – неплохой источник (по сравнению с основной массой сайтов), но и в ней встречаются ошибки. Не поленитесь проверить информацию.
  • Побольше читайте. Это универсальный совет на все случаи жизни. Много читающий человек привыкает мыслить самостоятельно и анализировать информацию. Для него крокодилы в Венеции точно не водятся.

Удачи вам, коллеги! Надеюсь, ваши статьи всегда будут интересны читателям, а вы будете получать за них достойные деньги.

Анатолий Волошин/ автор статьи

Более 5 лет являюсь интернет-предпринимателем. За все время работы в интернете перепробовал различные способы заработка. Основные специализации моей деятельности: блогерство и копирайтинг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: