Читабельность текста – что это такое, как улучшить, сервисы для проверки и советы начинающим

Приветствую всех постоянных посетителей и гостей блога! Сегодня я хочу осветить для вас важнейшую тему: читабельность текста.

Этот параметр, несмотря на свою общеизвестность, достаточно размыт: сложно выразить в цифрах степень «приятности» для чтения текстового контента. Между тем, от него зависит 99% успеха, ведь «неудобный» текст не будут читать, а значит – он попросту не будет работать.

Давайте разбираться в деталях, что означает этот термин и как улучшить текст таким образом, чтобы пользователь не только останавливался на странице с вашим контентом, но и прилежно дочитывал его до конца. А в идеале – и совершал целевые действия, к которым вы его аккуратно подталкиваете.

Читабельность текста

Смысл понятия

Как вы уже догадались, читабельность текста – это оценка восприятия контента пользователем. Впрочем, это понятие куда старше, чем интернет: с этой позиции оцениваются и литературные произведения, а также статьи в СМИ. Но сейчас, в эпоху повального «переселения» людей в сеть, понятие читабельности чаще применяют к текстовому контенту. То есть, к статьям и постам, размещенным в интернете.

Читабельную статью юзер проглатывает моментально, не только получая ответ на поисковый запрос, но и (в случае с продающим контентом) осуществляя целевое действие (подписывается, заказывает, делится и так далее).

Статью, неудобную для восприятия, юзер пропускает либо сразу, либо после того, как с трудом продерется через несколько абзацев. Это сразу же отмечают поисковые роботы, фиксирующие время чтения текста и анализирующие активность пользователей на страницах. И никакие танцы с бубнами в плане SEO-оптимизации не помогут: страница будет неуклонно скатываться вниз при ранжировании.

Нечитабельный текст – серьезная проблема для ресурса, несколько таких статей – полномасштабная катастрофа. Давно миновали те времена, когда поисковые роботы с аппетитом съедали неудобоваримые статьи с массой ключей и милостиво возносили их в топ.

Сейчас все решают поведенческие факторы. В топ может выйти только очень качественный контент, удовлетворяющий поисковому запросу и вкусам читателя. А невероятное количество ключей может загнать ресурс в глубокие недра выдачи, а то и в бан, откуда его вытащить будет куда проблематичнее и дороже.

Удобочитаемость контента – основа основ современного продвижения. Ее роль будет только повышаться из года в год. И она рождается исключительно в сотрудничестве людей, создающих и размещающих тексты, то есть копирайтера (веб-райтера) и контент-менеджера. Ну и, SEO-мастера, конечно, чьей задачей является составление внятного технического задания.

Немного о SEO

Неопытные сеошники стараются показать все, на что они способны, выдвигая массу требований к копирайтерам. В результате рождаются странные ТЗ, при следовании которым написать читабельный текст попросту не получится.

Я видела техзадания, в требования которых зашиты 5-8 проверок по различным сервисам, причем цифры баллов абсолютно нереальные. Вишенка на торте – с десяток многословных ключевых фраз и под сотню околотематических запросов, которые желательно употребить в тексте.

Даже если и удастся соблюсти хотя бы половину этих требований (что сомнительно), на свет родится текстовый уродец, читать который можно лишь со слезами. Поэтому начинающим коллегам я категорически не рекомендую брать подобные задания в работу даже по приличной цене: только намучаетесь, а текст получится никуда не годным.

Более продвинутые сеошники предоставляют авторам относительную свободу действий. Тема, ссылка на страницу, несколько ключевых фраз, пара-тройка проверок с вменяемыми цифрами, желаемый объем и срок исполнения – с этим можно работать.

Читабельность и копирайтинг

Читая сетевой контент, люди достаточно редко преследуют цель развлечься. Как правило, они ищут ответы на волнующие их вопросы. Они открывают сначала топовые страницы, и, если не получают четкого и развернутого ответа, уходят вниз по выдаче.

Так что задачей копирайтера является создание текста, релевантного запросу, причем такого, чтобы его хотелось читать. Это не слишком сложно, если вы нормально писали школьные сочинения и готовы учиться теперь.

Структурирование контента

Поток сознания, даже от великого эксперта в конкретной области, никто читать не будет. Поэтому любой текст, даже небольшой, должен иметь четкую структуру: как минимум, введение (лид), основную часть и заключение. Что уж говорить о лонгриде на 10-20 килосимволов?

Я никогда не начинаю работу над статьей, пока не набросаю план. Это удобно: сразу же приводит в порядок мысли, придает статье логичную структуру, да и подзаголовки потом выдумывать не нужно – сплошные плюшки. План в ходе работы можно откорректировать, но это уже не критично.

При создании текста я обязательно учитываю:

  • Длину абзацев. Слишком длинные абзацы воспринимаются тяжело. Вспомните тех же классиков литературы вроде Льва Толстого: легко вам было читать абзацы на 10-15 строчек? Но это художественная литература, предполагающая наслаждение словом. Мы же создаем коммерческий текст, который читают не столько для удовольствия, сколько для получения информации. Поэтому желательно ограничить размер абзаца 4-6 строками.
  • Включение списков. Маркированные и нумерованные списки улучшают восприятие конкретной информации и положительно оцениваются поисковыми роботами. Как правило, требование об обязательном включении их в текст содержится в ТЗ. Однако не стоит притягивать списки за уши искусственно, особенно в коротких статьях.
  • Качество заголовка и подзаголовков. От заголовка напрямую зависит сам факт прочтения статьи: он должен привлечь внимание и побудить к детальному знакомству с контентом. А максимально конкретизированные, но не слишком длинные подзаголовки помогут структурировать информацию и помочь читателю сразу найти ответ на поставленный вопрос, что тоже неплохо.

Длина и структура предложений

Структура предложений в статье

Копирайтеры и прочие спецы, имеющие отношение к качеству контента, постоянно ломают копья в дискуссиях относительно длины предложения. Некоторые заказчики даже вводят в ТЗ требование: длина предложений – не более 140 символов (старый формат «Твиттера»).

Да, предложение на три-четыре строки, особенно перегруженное причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, побочными конструкциями, читается сложно. Но и по пути примитивизации тоже не стоит идти безоглядно. Текст, состоящий из простых фраз приблизительно одной длины, обретает нежелательную монотонность и выглядит как пренебрежение к читателю. Как разговор с маленьким ребенком или слабоумным!

Желательно чередовать предложения разной длины: это придаст повествованию живой ритм, не даст юзеру заскучать или бросить чтение после пары абзацев.

Не стоит злоупотреблять и инверсией, то есть, менять привычный порядок слов без особой необходимости. Речь мастера Йоды, конечно прикольная, но неуместная может в тексте коммерческом быть она. Избавься сложностей от, джедай текстовый, читателя не отпугнуть чтобы!

Насыщенность сложными словами

Если вы пишете статью для широкой аудитории, то перенасыщать ее сложными словами и терминами не стоит. Они, конечно, нужны для раскрытия подавляющего большинства тем, но следует использовать термины без фанатизма. Если уж вводите в текст непонятное широкому кругу пользователей слово, потрудитесь объяснить его значение.

С текстами для экспертов и технических специалистов складывается принципиально иная ситуация. Здесь важно разговаривать с аудиторией на ее языке, так что без специальной терминологии (причем в большом количестве) не обойтись.

Упрощение в данном случае не повышает читабельность, а наоборот: у эксперта может создаться мнение, что статью писал не слишком сведущий в теме человек, и он попросту уйдет со страницы.

Главное правило: лексика (набор слов), использующаяся в статье, должна соответствовать уровню целевой аудитории. Это значит, что писать тексты для экспертов – куда более сложная задача, чем радовать классным контентом рядового обывателя. Зато и деньги за работу обычно куда более приличные.

Орфография и пунктуация

Не стоит думать, что все читатели обладают врожденной грамотностью, но и считать их неучами тоже нельзя. Пара негрубых ошибок или опечаток – это нежелательно, но не критично. Они попросту не режут глаз, особенно если вы не пишете для сайта образовательных услуг, блога копирайтера (простите, если что не так) или другого ресурса, часто посещаемого граммар-наци.

Однако грубые ошибки в орфографии и пунктуации раздражают даже самого лояльного читателя. Особенно если они допущены в заголовке или подзаголовках – это вообще катастрофа.

Читабельный текст не может быть уродливым с грамматической точки зрения. Юзер подумает, что его писал школьник-двоечник и прекратит чтение.

Форматирование

Об абзацах, списках и подзаголовках мы уже говорили, но нужно не только знать, что они нужны, но и уметь правильно оформлять их. В данном случае можно не изобретать велосипед, а воспользоваться возможностями текстового редактора, в котором вы создаете контент. В том же Word или его аналогах (как оффлайновых, так и онлайн) имеется масса инструментов для форматирования текста.

В принципе, окончательно текст форматируется уже при верстке и размещении статьи на странице, но хорошим тоном для копирайтера является помощь контент-менеджеру. К тому же нужно учитывать, что текст будут читать и до размещения, возможно, этим займется прямой заказчик.

У меня был случай, когда заказчик не хотел принимать текст поста для «Инстаграм» без эмодзи. Заказ был только на написание текста, то есть эмодзи нужно было вставить в текстовый файл. И сколько я не убеждала заказчика, что это невозможно, он не внимал. В общем, не сработались – бывает и так.

Итак, задача копирайтера – создать текст, который при размещении красиво ляжет на страницу с минимальными коррективами со стороны контент-менеджера.

Считается, что подзаголовками нужно разделять блоки текста длиной максимум в один-полтора килознака. Это не всегда возможно с точки зрения логики, особенно если вы пишете лонгрид. Но разумное деление на абзацы, органичное включение списков, выделение жирным шрифтом основных мыслей и понятий может исправить ситуацию.

В этом плане неплохи и визуально выделенные блоки типа цитат или упоминаний об интересных фактах. Это улучшает восприятие и повышает читательский интерес. Как именно оформить эти блоки, разберется контент-менеджер, а копирайтеру достаточно просто выделить их цветом.

Очистка от «воды»

Бывало у вас такое: вроде и длинная статья, и прочли вы ее внимательно, а ответа на вопросы не получили? Существует специальный термин «водность текста», который и показывает насыщенность статьи «пустотой». Это слова и фразы, не несущие смысла, но добавляющие тексту объема.

При создании текста постарайтесь избегать неоправданного употребления местоимений и предлогов, слов-паразитов, вводных конструкций типа «каждому человеку в современном мире понятно» и так далее. Абсолютно вычистить их не получится, но нужно стремиться к уменьшению воды в разумных пределах.

Убрать лишнюю воду поможет вычитка, а также прогонка по сервисам, о которых я расскажу чуть позже.

Необходимость вычитки

Все, о чем я говорила выше, следует учесть при вычитке текста. Все мы люди, допускаем ошибки и опечатки. Сразу написать идеальный текст не получится даже у гения клавиатуры.

Так что не спешите сдать статью заказчику, уделите время ее внимательному прочтению. Читайте свои творения исключительно вслух: таким образом вы сможете выловить максимальное количество ошибок и опечаток (все не получится, по себе знаю). К тому же, при чтении вслух, вы прочувствуете места, где спотыкаетесь, и получите возможность исправить неуклюжие конструкции до отправки статьи заказчику.

Делюсь опытом: если речь идет о дорогом штучном контенте, не поленитесь распечатать статью и вычитать ее с листа: так проблемные места станут заметнее. При желании можно воспользоваться услугами корректора, но это, разумеется, стоит денег.

Читабельность и размещение текста

Внешнее оформление статьи на сайте

Современный юзер не читает тексты в интернете аналогично книгам: он обычно просматривает их по диагонали. Его взгляд цепляется за так называемые «серийные паттерны», и, если они соответствуют представлениям пользователя об интересном материале, он знакомится со статьей более вдумчиво. В противном случае он просто закрывает страницу и идет дальше по выдаче.

Задача верстальщика или контент-менеджера (словом, человека, размещающего статью на веб-ресурсе) – визуально выделить эти паттерны, дабы зацепить внимание читателя и вынудить его задержаться на странице. Для этого используются различные приемы оформления контента, предписанные типографикой.

В упрощенном смысле, типографика – это искусство размещения текстов, включающее сотни принципов и подходов. Основные принципы типографики используются при верстке страницы и наполнении ее контентом разных типов, то есть при работе с HTML и CSS.

Умелая верстка не спасет откровенно нечитабельный текст, но заставит пользователя задержаться на странице лишний десяток секунд. А непрофессиональная верстка может загубить самую классную статью: у юзера просто не возникнет желания вникать в неудобный для восприятия текст.

В идеале хороший текст должен быть и привлекательно размещен, тогда повышенный интерес потенциального читателя обеспечен.

Шрифт

Начинающие верстальщики, дорвавшиеся до грандиозного набора шрифтов, частно стремятся «сделать покрасивше». В результате получается пестрая страница, от одного взгляда на которую устают глаза.

Профессионалы обычно применяют на одной странице не более двух шрифтов, причем тщательно подбирают их по стилю. Не рекомендуется использовать всевозможные изыски типа готики, за исключением конкретных случаев (например, в заголовке статьи о творчестве трэш-метал группы).

С осторожностью следует использовать шрифты с засечками. Например, тот же классический Times New Roman и славные представители родственных ему шрифтов часто используются в печатных документах и газетных статьях. Там они выглядят вполне органично, но в веб-верстке чаще применяются шрифты без засечек – они распознаются зрением проще.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению размера шрифта. В частности, теперь основной текст большинства ведущих сайтов имеет кегль не менее 14-18. Заголовки и подзаголовки выделяются шрифтом большего размера, подобранным в зависимости от уровня.

Целесообразно выделение опорных понятий жирным шрифтом или курсивом, но без излишнего усердия: излишняя пестрота тоже вредит читабельности.

Абзацы и строки

Между строками нужно соблюдать интервал, оптимальный для комфортного чтения. Строки не должны сливаться или разбегаться, усложняя восприятие, так что расстояние между ними должно составлять порядка 120% от кегля основного текста.

О смысловом выделении абзацев мы уже говорили, пора упомянуть и о соответствующей визуализации. Иногда при верстке текст разбивают еще на более мелкие блоки, чем это предусматривал автор контента. Это вполне допустимо, особенно в статьях для широкой аудитории, но резать статью на абзацы длиной в одно предложение излишне.

Интервал между абзацами должен превышать высоту строки в 1,5-2 раза. Он должен быть большим, чем межстрочный интервал в основном тексте.

Заголовки и подзаголовки

Как я уже говорила выше, заголовок и подзаголовки различных уровней выполняют две важнейшие функции: они визуально разбивают публикацию на смысловые блоки и помогают читателю быстро найти нужную информацию.

Исследования показали, что лучше всего воспринимаются заголовки и подзаголовки длиной 30-70 символов. Можно и короче, но при условии, что удастся вложить в них нужный смысловой посыл.

Золотым стандартом считается включение одного подзаголовка на 1000-1500 символов. Если это невозможно без ущерба смыслу, можно использовать визуальные вставки в виде цитат, рекомендаций, интересных фактов. Они могут быть выделены как шрифтом, так и мягким оттенком цвета.

В наборе инструментов верстальщика найдутся разные стили заголовков. Ни в коем случае не стоит применять несколько стилей одновременно: просто при необходимости меняйте уровни. И упаси вас святой трафик использовать исключительно заглавные буквы при написании заголовков или целых фраз!

Цвета

Мода – дама капризная. Посмотрите на сайты, созданные 10-15 лет назад и сегодня. Обратите внимание на то, что подача современных топовых ресурсов куда более проста и лаконична. Яркие цвета и кричащие контрасты используются крайне редко.

И это оправдано: читателя не должна раздражать режущая глаз пестрота. Отдайте предпочтение сдержанной гамме пастельных оттенков. Лучше отказаться от цветного шрифта и фона. В тренде классика, то есть, черный (темный) шрифт на белом или очень светлом фоне: так текст однозначно воспринимается лучше.

Гармония всех типов контента

Помимо текста, на странице размещается и другой контент: инфографика, фото, видео и так далее. Самое сложное – подобрать гармонирующий друг с другом контент и приятно разместить его на странице.

Раньше было в тренде обтекание крупных картинок текстом. Сейчас от этого все чаще отказываются: сложно воспринимать текст, нарезанный в столбец по одному-два слова. Однако если выбрать не слишком крупную картинку и окружить ее фоном, читабельность обтекающего ее текста останется на высоте.

Крупная инфографика и фото размещаются на странице обычно без обтекания. Ими можно воспользоваться для разбивки крупных смысловых блоков текста, но злоупотреблять этим не стоит. Читатель отвлекается на крупную картинку и скроллить вниз до очередного блока текста уже не желает.

Впрочем, все зависит от темы текста и ЦА. Если вы пишете статью о новых трендах в фэшн-индустрии, без серии крупных качественных фото попросту не обойтись.

Сервисы для проверки читабельности

Лучший сервис для проверки читабельности – это собственный мозг и восприятие. Однако зачастую у копирайтера попросту не хватает опыта и умения вжиться в образ среднестатистического представителя ЦА.

Попытки создать алгоритмы для вычисления количественных и качественных показателей читабельности текста предпринимались давно. Например, индекс туманности Ганнинга (сокращенно – Фог-индекс) был разработан еще в 1952 году. Достаточно солидный возраст имеет и индекс Флеша, изобретенный для аналогичных целей.

Оба этих алгоритма были разработаны для английского языка на основании письменных работ американских школьников. Сейчас они иногда применяются и для оценки читабельности русскоязычных текстов в копирайтинге.

Эти и другие алгоритмы легли в основу сервисов для проверки удобочитаемости веб-статей. Естественно, они проверяют лишь семантику: с точки зрения анализа адекватности верстки любые сервисы пока бесполезны.

Результаты проверок нельзя трактовать однозначно, ведь многое зависит от темы и стиля текста, портрета целевой аудитории и массы других вводных, которые при анализе не учитываются.

Главред

«Главред» – детище маститого копирайтера и редактора Максима Ильяхова. К нему можно относиться по-разному, но для анализа текстов, написанных в инфостиле, он вполне годен. К текстам художественного стиля «Главред» следует применять с осторожностью.

Сервис общедоступный и бесплатный. Он позволяет проверить два параметра текста, чистоту и читабельность, оценивающиеся по 10-балльной системе. Приятно, что «Главред» не просто выставляет баллы, но и выделяет проблемные места цветом. Более того: он описывает проблему и подсказывает пути ее решения.

Readability

Readability – простенький бесплатный сервис, проверяющий читабельность текста по нескольким алгоритмам (в том числе, и описанным выше). Он показывает расчетный возраст аудитории, которая может воспринять предложенный текст.

Пользоваться этим сервисом предельно просто: вставляете отрывок и нажимаете на кнопку «Рассчитать». Слева будут указаны показатели расчета по нескольким алгоритмам, справа – статистика текста (размер отрывка, число предложений, среднее количество слов в предложении и так далее).

Тургенев

«Тургенев» – еще один сервис для проверки читабельности русскоязычного контента. Он был создан гуру отечественного диджитал, Игорем Ашмановым. Кстати, маэстро Ашманов приложил руку к разработке русскоязычного модуля проверки орфографии Microsoft Office, а это уже серьезно.

«Тургенев» – платный сервис, что естественным образом ограничивает количество пользователей. Он позволяет проверить массу параметров текста, в том числе и читабельность (в соответствующей вкладке). «Тургенев» не только выводит индекс в цифрах, но и подсвечивает проблемные места, а также дает рекомендации по их коррекции.

INtexty

INtexty – очень простенький бесплатный ресурс, предлагающий оценку интересующего нас параметра по индексу Флеша. Он использует единственный алгоритм и не претендует на что-то значительное. Тем более, что сервис представлен в бета-версии.

Оценка читабельности выставляется в баллах (до 100). Подсветка проблемных фрагментов отсутствует, рекомендации приведены в общем виде. Для проверки сложных специальных текстов сервис точно не подходит. Идеальная сфера применения INtexty – это тексты для школьных учебников и статьи для «мамских» и женских ресурсов, да и то под вопросом.

Советы начинающим

Читаемость текста

Подытоживая вышесказанное, я возьму на себя смелость дать несколько советов начинающим коллегам:

  • Побольше читайте. Это касается как художественной литературы, развивающей речь и обогащающей словарный запас, так и специализированных изданий по копирайтингу и типографике.
  • Повышайте мастерство. Достойные статьи по этой теме можно найти в интернете, но если вам хочется получить системные знания за сжатый срок, можно пройти онлайн-курсы по копирайтингу.
  • Не пренебрегайте вычиткой. После написания статьи глаз замыливается, а мозг устает. Лучше всего вычитывать собственные творения наутро, на свежую голову, причем 2-3 раза.
  • Не бойтесь спорить. Если вы видите навороченное ТЗ с кучей проверок и нереальных цифр, скажите об этом заказчику. Если он адекватный, то изменит требования, если нет, то вам с ним точно не по пути.
  • Повышайте расценки. Набивать десятки килосимволов в день сложно как физически, так и интеллектуально. Повышайте расценки – и вы сможете уделять больше времени каждой фразе без ущерба собственному бюджету. Это станет плюсом ко всем характеристикам текста, в том числе, и к читабельности.

Надеюсь, после знакомства с моим скромным трудом вы будете создавать более чистые и читабельные тексты, пользующиеся благосклонностью как юзеров, так и поисковых систем!

Вера Шевчик/ автор статьи

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Mynetmoney.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: